18.04.2017
18.04.2017

Осторожно, зеленый! Три мифа о воздействии цвета на организм

logo
Будь счастливым
0 696
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Можно ли с помощью цветотерапии (хромотерапии) насильно улучшить настроение или вытянуть себя из депрессии, просто перекрасив стены своей комнаты? Правда ли, что влияние цвета на наш организм можно предугадать?

Разобраться в мифах и реальности цветотерапии Здоровым людям поможет Дина Понятовская-Замышляева, семейный психолог, арт-терапевт, ведущая обучающих и терапевтических групп и семинаров в Институте Интегративной Психодрамы, психолог-консультант в «Детской деревне – SOS» (профилактика социального сиротства, сопровождение кризисных семей).

Как цветотерапия влияет на людей?

воздействие цвета

Миф первый. Цвета воздействуют на всех одинаково

Существует множество литературных источников, рассказывающих о воздействии хромотерапии. Проанализировав их, можно найти, например, что лечение красным цветом – возбуждает нервную систему, а зеленым – успокаивает.

Реальность. На самом деле зеленый может оказывать действие обратное – держать в напряжении. Цвета воздействуют не объективно, сразу на подсознание и физиологию, а скорее субъективно, через культурную среду, через эмоциональные цветовые ассоциации.

Каждый человек обладает своим «цветовым кодом», что и нужно учитывать в цветотерапии. Это значит, что он нуждается в определенной цветовой гамме, которой старается себя окружить посредством предметов быта, «надеть» на себя, используя одежду и даже съесть, подбирая продукты для питания предпочитаемого цвета. Этот цветовой код меняется на протяжении жизни в зависимости от уровня гормонов, возраста, обстоятельств, развития мышления, повышения уровня образованности, сужения или расширения сознания.

Миф два. Хромотерапия может прийти на выручку человеку вопреки его собственной воле

Например, человеку психостеничному, со слабой нервной системой, специалист рекомендует восстанавливать внутренние ресурсы посредством изменения цветовой гаммы комнаты на красную, желтую, оранжевую, - цвета, которые якобы стимулируют активность.

Реальность. От подобного подхода в лечении цветом лучше отказаться! Каждый человек обладает особым темпераментом, складом характера, устройством нервной системы, и, естественно, индивидуально реагирует на события и воздействия извне.

Такая активная цветовая гамма скорее всего начнет раздражать, человек станет еще больше избегать активности, чтобы сохранить спокойствие. Подобный внутренний конфликт может даже привести к неврозу. Наиболее эффективная помощь специалиста в лечении цветом будет в том, что он поможет человеку обнаружить или восстановить свой цветовой код, более серьезно отнестись к своим цветовым предпочтениям.

Миф три. Каждый цвет имеет свое лишь положительное или лишь отрицательное значение

значение цвета

Реальность. Любой цвет, как и любое явление в жизни имеет свою дуальную природу. И даже те цвета, которые у большинства людей воспринимаются как положительные, приятные, радостные могут вызвать при их переборе или каком-либо сочетании отрицательные впечатления и настроения.

Влияние цветотерапии зависит и от того контекста, в котором он используется, (окружающая среда, фактуры, материалы).

Чем выше интеллект и уровень образованности человека, чем шире его сознание, тем в более сложной оттеночной гамме он нуждается, тем больше оттенков вокруг себя он может различать и воспринимать, как если бы он различал нюансы жизни, которые совсем неоднозначны при глубоком их рассмотрении. Цвет для человека – прежде всего символ. За каждым цветом стоит эмоция или чувство, за каждой эмоцией и чувством – жизненная ситуация, обстоятельство, взаимодействие с другими людьми или окружающей средой. Таким образом в цвета «кодируется» важная жизненная информация для человека.

 
Дина Понятовская-Замышляева
Семейный психолог, арт-терапевт, ведущая обучающих и терапевтических групп и семинаров в Институте Интегративной Психодрамы, психолог-консультант в «Детской деревне – SOS»
Цвет имеет несколько уровней воздействия, способных вызывать у человека специфические реакции. Первый уровень – это объективный: он связан с психофизикой и с психофизиологией цветового восприятия. Второй – семиотический (синтактика и прагматика), то есть мы воспринимаем цвет, как определённый язык знаков и символов, на котором говорят различные культуры с человеком. Третий уровень – это индивидуальный, семантический, -- это своеобразная «цветовая речь», которую можно обнаружить на уровне отдельного человека.

Таким образом, цветовой код человека в течение жизни может меняться, что нужно учитывать в цветотерапии. Восприятие того или иного цвета зависит от многих особенностей. Но прежде всего нужно помнить, что оно разное для каждого. Грубо говоря, не всем одинаково хорош зеленый цвет.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 696

Журналист. Два высших образования — журналист и психолог. Член Белорусского союза журналистов. Лауреат премии Белорусского союза журналистов. Стаж в профессии — 15 лет. Стаж работы в медицинской тематике — 12 лет. Белорусский государственный университет — 2002-2007 гг. Специальность — печатные СМИ. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка — 2017-2019 гг. ‒ диплом с отличием. Специальность — психолог. Работа: Редакция газеты «Полесская правда» (Пинск), корреспондент; С 2007 г. — редакция газеты «Медицинский вестник» (Минск). Корреспондент, куратор Минска; С 2017 года — корреспондент информационного портала «Здоровые люди», корреспондент газеты «Медицинский вестник». Являюсь одним из составителей книги «История здравоохранения Республики Беларусь» (Минск, 2009 г.). Готовлю как печатные материалы, так и видеоконтент. С 2018 г. — ведущая проекта «О чем молчат мужчины» на сайте 24health.by и на YouTube-канале портала. Организатор и автор идеи конкурсов на 24health.by — «Знойный доктор», «Самый лучший день», а также «Стильный сезон» на TeenAge.by. В 2019 году — лауреат премии «Золотое перо» Белорусского союза журналистов.
Смотрите также