31.05.2017
31.05.2017

Научить ребенка быть самостоятельным – значит вырастить его успешным

logo
Воспитание детей
0 581
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

«Дайте то, подайте это, сделайте наоборот…» Еще полвека назад описанный Сергеем Михалковым мальчик Витя из стихотворения «Мимоза» считался изгоем. Самостоятельность тогда была нормой. Сегодня же далеко не каждый родитель может похвастаться умением ребенка убирать за собой постель, жарить яичницу или хотя бы самостоятельно выполнять домашнее задание. И дело не в том, что ребенок на это не способен. Довольно часто родители, вполне вероятно сами того не желая, оказывают ему медвежью услугу. Окруженный чрезмерной заботой и опекой, ребенок поначалу лишен возможности проявить самостоятельность, а затем постепенно у него пропадает и всякое желание делать что-либо самому.

5 шагов на пути к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

Приучать ребенка к самостоятельности нужно с самого раннего детства. Естественно, годовалому малышу преждевременно поручать мести пол, а 3-летке – гладить себе футболки. Но в каждом возрасте можно выделить сферу, где можно и нужно дать ребенку возможность проявить себя. Главное, что требуется от родителей: обеспечить безопасное, комфортное пространство, запастись терпением и не мешать. Поверьте, учить малыша самостоятельности с 1,5-2 лет гораздо проще и легче, чем начинать это делать в 10.

Есть 5 правил, следуя которым шаг за шагом, вы без особого труда сможете воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность.

Шаг 1. Поощряйте и не препятствуйте

Как правило, первые попытки сделать что-то без помощи родителей малыш проявляет уже в год-полтора. В это время ребенок тянется за ложкой, чтобы самостоятельно положить кашу в рот, пытается сам нарядиться, почистить зубки и без напоминания, «по-взрослому» сходить в туалет. Разрешите ему проявить самостоятельность. Размазанная по столу каша, испачканная одежда и надетые шиворот-навыворот штаны – мелочь в сравнении с полученным бесценным опытом.

Чтобы минимизировать урон, «подстелите соломки»: пусть в ванной всегда будет маленький стульчик, так ребенок сможет легко дотянуться до крана. Держатель для полотенца прикрепите на уровне роста малыша. Покажите ему, где стоит горшок или сиденье для унитаза. Они всегда должны находиться на обозначенном месте, а не «гулять» по квартире.

Шаг 2. Ненавязчиво вовлекайте в домашние дела

В возрасте до 3-х лет мягко, через игру начинайте вовлекать ребенка в домашние дела. Устраивайте соревнования по уборке игрушек: кто больше соберет или кто раньше справится. Естественно, подыграйте малышу, пусть на первых порах побеждает он. Выделите ему «именную» тряпку, чтобы он мог протирать пыль или мыть пол; губку – для мытья посуды; лейку – для полива цветов… Больше идей для развивающих игр для детей читайте тут.

Если переживаете за любимый сервиз или бабушкину герань, предложите малышу «потренироваться» на пластиковых тарелках, а цветы поливать вместе, но лейку он будет держать сам! В магазине доверьте ребенку самостоятельно находить продукты из списка и класть их в тележку. Уже в возрасте 4-5 лет дети способны делать это феноменально, и какое чувство гордости при этом испытывают от собственной значимости!

Шаг 3. Не бегите на помощь, сломя голову

Сделать ребенка самостоятельным в один миг не получится. Не стоит мгновенно бросаться на помощь, когда видите, что у него что-то не получается. Не может сам засунуть ногу в ботинок? Подождите, пусть потренируется. Если вы не сразу отреагируете на просьбу ребенка о помощи, он постарается справиться с трудной задачей самостоятельно. И даже перед тем, как проявить участие, поинтересуйтесь: действительно ли ему необходима ваша помощь и в чем именно?

В более старшем возрасте, когда ребенок пойдет в школу, приучите его с первого класса делать уроки самостоятельно. Не предлагайте ему вариант решения задачи до тех пор, пока он не покажет свой. Иначе ребенок будет каждый вечер ждать вас с работы, не пытаясь научиться самостоятельно выполнять домашние задания.

Шаг 4. Запаситесь терпением и будьте последовательны

Никогда не торопите малыша. То, что для вас представляется минутным делом, для него – сложный и трудоемкий процесс. Но только поначалу. Дайте ребенку столько времени, сколько ему необходимо, чтобы справиться с задачей. Обязательно будьте последовательны. Старайтесь избегать ситуаций, в которых вы однажды позволили ему, например, самостоятельно застегнуть пуговицы на кофте, а в следующий раз сделали это сами, мотивируя спешкой.

Найдите вечером 15 минут свободного времени и предложите ребенку игрушку-шнуровку, покажите, как правильно завязывать бант. Дайте кофту с пуговицами – пусть упражняется. Скучно делать это просто так? Пусть одевает и наряжает кукол. У него все получится, даже если не с первой попытки. Зато в следующий раз, когда времени будет действительно в обрез, вы обязательно мысленно поблагодарите себя за вечерние тренировки.

Шаг 5. Хвалите и не осуждайте

Не забывайте, что даже самое простое, на ваш взгляд, дело для ребенка – сродни подвигу. Обязательно похвалите его и ободрите, даже если шапка надета набекрень, а ботинки не на ту ногу. Не критикуйте, если он по собственной инициативе вымыл посуду или убрал постель, но сделал это не очень аккуратно. Лучше отметьте проявленную самостоятельность и поблагодарите малыша. Помните: мотивация – это две трети успеха в развитии самостоятельности у детей.

Помимо всего прочего позвольте ребенку хотя бы иногда и чуточку побыть взрослым: принимать решения в простых ситуациях, высказывать свою точку зрения. Разрешите, например, выбрать одежду, которую он бы хотел надеть на прогулку, или спросите совета по поводу цвета ваших бус или шейного платка. Эта маленькая хитрость (или большая искренность – это уж как вы хотите) раз и навсегда обеспечит вам в глазах ребенка авторитет не только любимого родителя, но и взрослого друга, который видит в нем прежде всего Личность.

Самостоятельность детей«Я сам!»: что и в каком возрасте ребенок может делать самостоятельно?

Разумеется, никаких четких норм и стандартов нет, если речь идет о развитии самостоятельности у детей. Границы слишком подвижны и условны, а приобретение тех или иных навыков зависит от множества факторов, включая характер и темперамент не только ребенка, но и родителей. Тем не менее, достигнув определенного возраста, практически все дети могут демонстрировать навыки самостоятельности.

  • Так, в 2 года ребенок вполне может сам держать ложку и есть, не роняя пищу, умыться без помощи взрослых, надеть шапку и носки, без напоминания торжественно отнести фантик от конфеты в мусорное ведро. Да и проситься на горшок в дневное время для двухлетки – обычное дело.
  • В 3 года ребенок становится еще более самостоятельным: если год назад родители помогали ему чистить зубки и завязывать шнурки, то сейчас он все чаще отказывается от помощи, пытаясь обслужить себя самостоятельно. Ребенок уверенно одевается и раздевается сам, справляясь даже с пуговицами и застежками. В этом возрасте он играючи складывает свои игрушки в ящик, самостоятельно ест и моет лицо и руки после еды.
  • В 4 года малыш без напоминаний вымоет руки перед едой и почистит зубы перед сном, сам оденется на прогулку, обуется, не путая при этом левый и правый ботинки. С удовольствием (хотя вполне вероятно немного неуклюже) подметет пол и польет цветы, если вы, разумеется, доверите ему это «ответственное» задание.
  • К 5 годам самостоятельность ребенка проявляется в том, что он может подолгу играть один. В этом возрасте особенно четко видны навыки, привитые родителями с раннего возраста: утром и вечером ребенок сам умывается и чистит зубы, моет руки перед едой, убирает после себя посуду. 5-летнему ребенку вполне по силам разложить свою одежду по полкам.
  • К 6 годам ребенок в состоянии подогреть себе еду в микроволновке, накрыть на стол и вымыть посуду. Шестилетки могут самостоятельно пылесосить, заправлять постель, убираться в своей комнате, ухаживать за домашним питомцем. 6 лет - именно тот возраст, когда дети с большим энтузиазмом помогают родителям. Если вы не будете им в этом препятствовать, домашние дела войдут у ребенка в привычку.

Всегда есть соблазн растить удобного ребенка, - который не будет мешаться под ногами, разводить дома бардак и рисовать на обоях, - успокаивая себя тем, что придет время, и он станет самостоятельным. Действительно, время придет. Но и шансы, что кто-то обязательно назовет его «маменькиным сынком» или обвинит в инфантильности, 50 на 50. Зато приучая ребенка к самостоятельности с раннего детства, постепенно расширяя зону его личной ответственности и делегируя часть обязанностей, вы гарантированно вырастите человека, который не только сможет обеспечить комфортный быт себе и близким, но и в состоянии будет принимать взвешенные, разумные решения. От этого, собственно, зависит, насколько свободным и успешным взрослым станет ваш пока еще маленький ребенок.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 581

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».