Сегодня понятие «дресс-код» все больше на слуху, и каждая солидная компания считает своим долгом не преминуть заставить своих сотрудников соблюдать его строгие правила.
Так что же из себя представляет дресс-код? По сути, это понятие включает в себя как определенную форму одежды, так и правила и принципы ее ношения, которые необходимо соблюдать при посещении различных заведений, мероприятий или событий. В переводе с английского языка дресс-код означает «кодекс одежды», что само по себе предполагает отношение этого понятия не только к работе. Свои положения о дресс-коде могут иметь люди разного рода занятий, семейного положения, национальности, сексуальной ориентации, социального класса и религии.
Следует отделять понятия дресс-кода и униформы. Главное отличие состоит в том, что униформа предполагает ношение одинаковой, унифицированной одежды, а дресс-код – необходимость соблюдения определенных правил в ношении одежды.
Каждая компания на сегодняшний день стремится разработать свои правила дресс-кода, отвечающие ее потребностям, впечатлению, которое она хочет произвести на потенциальных покупателей либо партнеров.
Нужно отметить, что сформировавшийся в нашем сознании шаблон того, что деловой дресс-код – это официальный, строгий стиль одежды, по сути, таковым не является. Так, например, косметическая фирма М.А.С. разрешает своим сотрудникам носить абсолютно любую одежду, в том числе крайне креативную. Но требует от них, чтобы она обязательно была черного цвета!
Зачем нужно соблюдение дресс-кода на рабочем месте?
Мы можем много и упорно говорить о видах дресс-кода, о допустимости отдельных элементов гардероба, но даже не догадываться при этом, что дресс-код, как и ношение униформы, имеет под собой психологическую подоплёку.
Психологический аспект введения дресс-кода
- Каждая фирма, каждая работа остро нуждается в том, чтобы вокруг нее был создан определенный ореол, который выделяет ее из множества и привлекает к ней потребителей.
- Так же и сотрудник, принадлежащий фирме или предприятию, хочет чувствовать себя причастным к ней, что помогает ему, в том числе, выделиться среди других людей. А это, в свою очередь, способствует объединению и сплочению коллектива. Замечено, что на тех фирмах, где принят дресс-код, значительно снижается отток кадров.
- Кроме того, наличие дресс-кода способствует более быстрой адаптации новых сотрудников, поскольку и его будут воспринимать как своего, и он не будет выделяться из толпы, чувствуя неловкость.
- А глава компании, требующий соблюдения дресс-кода, вне всякого сомнения, обратит внимание на то, как Вы одеты на собеседовании и готовы ли принять правила корпоративной культуры. Это и тест на гибкость, способность подстраиваться под обстоятельства, и требование соблюдения заведенных правил. Поэтому крайне важно правильно подбирать гардероб, идя на собеседование. И заранее определиться для себя, готовы ли Вы к ежедневному ношению делового костюма или соблюдению иных правил офисного дресс-кода, принятых в организации.
Следует отметить, что дресс-код является неотъемлемой частью создания рабочей атмосферы в коллективе.
Строго определённый, неброский внешний вид не будет отвлекать сотрудников от работы, а клиентов – от цели их прихода.
Как дресс-код влияет на восприятие сотрудников компании?
Деловой стиль одежды делает Вас в глазах клиентов более ответственным, надежным профессионалом, заслуживающим доверия.
Представьте на минуточку, что Вы пришли в поликлинику, и вместо врача в белом халате увидели мужчину в рваных джинсах и растянутой футболке. Вызовет ли у Вас такой профессионал доверие? Скорее всего, нет. Потому что тот же белый халат дарит ощущение чистоты, надежды на помощь и доверия.
Или, к примеру, официант в ресторане. Будь он одет, как большинство посетителей, мы бы, во-первых, с трудом могли определиться, к кому можем обратиться за помощью, а во-вторых – могли бы попасть в неловкую ситуацию, приняв за официанта такого же посетителя.
Корпоративный стиль – это момент величайшего доверия к компании.
Как быстро отключиться от работы дома? Просто снимите пиджак!
Еще одним важным качеством наличия специальной рабочей одежды является тот факт, что сняв ее Вы можете психологически отключиться от важных рабочих дел, оставив их до следующего дня. Вы как бы даете себе знак, что все, можно расслабиться и отдохнуть, заняться личными делами, семьей. Это невероятно настраивает на отдых, который так необходим для продуктивной работы.
Таким образом, главная функция делового дресс-кода состоит в том, чтобы показать Вас с лучшей стороны как ответственного, аккуратного, внимательного работника.
Виды офисного дресс-кода
Принято выделять два основных вида офисного дресс-кода: женский и мужской.
Правила классического женского дресс-кода
- Главным условием соблюдения женского дресс-кода является неброская, невызывающая, неяркая одежда. Ни в коем случае нельзя носить в офисах со строгим дресс-кодом прозрачные блузы, глубокое декольте, шлепанцы, спортивную одежду, мини-юбки и короткие топы, низко сидящие брюки.
- Оптимальными цветами в выборе одежды для офиса являются классические черный и белый, а также серый, бежевый, темный синий и зеленый.
- При выборе обуви предпочтение стоит отдавать закрытым туфлям на невысоком каблуке. Ни в коем случае недопустима высокая платформа и слишком высокие шпильки.
- Не забывайте о том, что чулки – важный атрибут офисного стиля. Даже в жаркую погоду! Причем они должны быть классическими, однотонными, без рисунков.
- Облегающие или очень широкие брюки также не считаются допустимыми.
- Идеальным вариантом для классического рабочего дресс-кода станет брючный либо юбочный костюм. Причем во втором варианте юбка должна доходить до середины колена.
- Осторожными нужно быть также с бижутерией. Недопустимо использование броских, массивных украшений.
Правила мужского дресс-кода
- Мужской дресс-код предполагает ношение костюма. И это, пожалуй, все, что мужчины могут себе позволить. Здесь допустимы лишь вариации с тканью и расцветкой соответственно сезону.
- Безусловно, излишним было бы напоминать, что рубашка должна быть тщательным образом выглажена и иметь презентабельный вид.
- Что касается галстука, он должен быть темнее рубашки и на 2 сантиметра прикрывать ремень брюк.
- Недопустимо одевать в офис короткие брюки, шорты, белые носки, сандалии.
- Согласно правилам дресс-кода,единственными аксессуарами, которые может себе позволить мужчина, работающий в офисе, являются запонки, часы, обручальное кольцо и булавка для галстука.
- В выборе деловой одежды есть такая хитрость: если Вы хотите, чтобы руководитель Вам доверял, станьте похожим на него. Если Вы хотите продвинуться по карьерной лестнице, скопируйте некоторые элементы гардероба Вашего начальника. Не забывайте о том, что люди склонны доверять похожим на них людям.
- Кроме того, не стоит забывать о цене. Есть такое негласное правило – стоимость Вашего наряда должна составлять половину Вашей зарплаты. Поэтому ни в коем случае не одевайтесь дороже начальника, если хотите получить повышение. А если долгожданное повышение уже получено, Вам стоит одеваться дороже подчиненных.
А если Вы являетесь новым сотрудником и Вас не посвятили в тонкости дресс-кода на новом рабочем месте, просто приглядитесь к окружающим. Если они одеваются строго, отдавая предпочтение классике, то и Вам следует одеваться в офисе подобным образом. А в первый рабочий день, чтобы не нарушить правила дресс-кода, лучше всего одеться скромно, строго и со вкусом.
Как на нас влияет униформа?
Хотим мы того или нет, но униформа или спецодежда влияют на нас в силу сложившихся стереотипов. Причем это влияние ощущается как в тот момент, когда она одета на Вас, так и тогда, когда Вы видите человека в униформе.
И здесь нет различий между корпоративной одеждой крупной фирмы или белым медицинским халатом. Такая форма заставляет нас вести себя определенным образом.
И если на рабочем месте Вам приходится носить униформу, и Вам кажется, что она делает Вас безликим, таким, как все, задумайтесь на минуточку, как Вы меняетесь в тот миг, когда одеваете униформу.
В 2012 году в Северо-Западном университете был проведен такой эксперимент. Участникам выдали белые халаты, абсолютно одинаковые, и поручили выполнение одинакового задания. Но перед началом его выполнения участников разделили на 2 группы: первой сказали, что это медицинская спецодежда, а второй – что это рабочая одежда художника. Полученные результаты свидетельствовали о том, что первая группа, убежденная в том, что одета во врачебный халат, подошла к выполнению задания гораздо ответственнее и внимательнее.
А вот еще один пример. Как показали результаты исследования Frank и Gilovich, направленного на изучение униформы команд Национальной футбольной лиги и Национальной хоккейной лиги, показали, что команды, одетые в черную униформу, лидировали по количеству полученных штрафных ударов. Причем те команды, которые носят форму других цветов, но, в качестве эксперимента, одели черную одежду, тоже стали получать больше штрафных. По мнению исследователей это связано с тем, что игроки, на которых одета черная форма, начинают воспринимать себя сами более агрессивно. Причем одномоментно судьи начинают их воспринимать точно так же! Что своим итогом имеет большее количество пенальти.
Отдельного внимания заслуживает школьный дресс-код, который нужно на сегодня соблюдать в нашей стране. Одним из доводов введения школьной формы является мнение о том, что она способна изменить самооценку ученика и благоприятно повлиять на его поведение. Еще в 1998 году Brunsma и Rockquemore было проведено исследование по поводу влияния школьной формы на поведение школьников старших классов. Результаты их исследования не выявили никакой связи между ношением школьной формы и поведением, успеваемостью, посещением школы учащимися, а также употреблением ими наркотиков и алкоголя.
Для некоторых школьников, безусловно, школьная форма является символом единства, взросления, ответственности, действует на них как мера дисциплины и контроля, но здесь важен, скорее, момент воспитания. Само по себе введение школьной формы – слишком малая мера для усиления дисциплины. Здесь необходимо приложить определенные усилия как родителям, так и школе, и, безусловно, самому ученику.
Одеваться в офис нужно не так, как Вы себя чувствуете, а так, как вы хотели бы себя чувствовать! Одежда – это своего рода message, который Вы посылаете не только окружающим, но и себе. А дресс-код – это послание компании, клиентам и партнерам. Поэтому соблюдение дресс-кода нужно для того, чтобы окружающие правильно расшифровали Ваше послание.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!