На длинных выходных центр столицы «ревел» моторами всевозможных мотоциклов. Ко Дворцу спорта съехались байкеры со всей Беларуси, чтобы отпраздновать начало мотосезона, а также поучаствовать в активностях выставки любителей двухколесного транспорта и экстрима.
Журналист информационного портала Здоровые люди узнала, как это было.
В первые часы открытия выставки дворец наводнила самая разнообразная публика – от суровых президентов мотоклубов до самых маленьких любителей активного отдыха, которые пришли в сопровождении родителей. На выставке собрались представители 14 белорусских мотоклубов, а также мотодвижения из Норвегии, Польши, Германии, России.
Зрителям было чем заняться: в насыщенной программе было все – татуировки и боди-арт, выставка кастом-мотоциклов и велосипедов, конкурс на лучшую модель техники, чемпионат по скейтбордингу, выступления музыкантов.
– С помощью выставки мы стараемся приобщить людей к традиционной мотокультуре, рассказываем о ее внутренних правилах, – говорит Александр Тарасов, глава МС-клуба Iron Pride, который уже в пятый раз организовал это действо. – В этом году впервые пригласили московскую команду по стантрайдингу (экстремальное направление в мотоспорте. – Прим. ред.). Ребята выступают профессионально, являются чемпионами России и демонстрируют, как надо ездить тем, кто хочет заниматься стантрайдингом. В противовес любителям «показать себя» на проспекте. Ведь часто трагедии на дороге начинаются со слов: «Смотри, как я умею».
Желающие гонять на мотоцикле без последствий могли пообщаться на выставке с представителями мотошкол.
– У нас занимаются не только взрослые, но и дети с 4 лет, – отмечает Елена Ратобыльская, председатель судейского технического комитета Белорусской федерации мотоциклетных видов спорта, представляя школу Keymotoschool. – Наше основное направление – контраварийная подготовка для вождения в городе. Мы учим адекватно реагировать на сложные ситуации на дороге. Среди учеников немало девушек, которые, как правило, учатся езде с нуля во взрослом возрасте.
Мотоциклисток, к слову, на выставке было немало. Самые активные объединились, чтобы продвигать в Беларуси женское мотодвижение. Например, мотообъединение «Ласточки» появилось три года назад.
– На данный момент в активе восемь девочек, – рассказывает Ирина Вершиловская, руководитель мотообъединения. – Впервые я попробовала прокатиться на мотоцикле в 16 лет, видимо, характер такой: мне всегда нравился этот транспорт. Потом был перерыв: я вышла замуж, родились дети, при этом мой муж не любит мотоциклы и не ездит на них. А у меня вновь появилось желание вернуться к этой теме. Сейчас мы как объединение потихоньку растем, учимся у старших братьев из серьезных мотоклубов, они нам очень помогают.
Одно из центровых мероприятий «Ласточек» – празднование «Мотокупалья» на Вилейском водохранилище. В этом году праздник лета и мотоциклов пройдет 22–24 июня.
Еще одна женская тусовка в белорусской мотосреде – Angirls. Как отметила руководитель этого объединения Ольга Шандракова, название составлено из слов angel+girls. «Ангельские девочки» появились на дорогах в 2015 году.
– Мы живем дружно: семьями справляем праздники, устраиваем поездки, помогаем друг другу и быстро развиваемся, – говорит она. – Нам очень помогают наши мужья, тоже мотоциклисты.
Как утверждает Ольга, Angirls готовы принять в свои ряды всех девушек на мотоциклах. Кстати, 5 мая они отпразднуют в Минске Международный день мотоциклистки. Хороший повод познакомиться!
Еще одно мероприятие выставки – чемпионат Беларуси по кастомайзингу и аэрографии мотоциклов и велосипедов. Голосовать за лучшие работы – мастерски отделанные байки – могли и зрители.
Андрей Осипов «разрисовывает» мотоциклы уже более десяти лет: «Я окончил Академию искусств по специальности «промышленный дизайн». Аэрография у нас была одним из учебных предметов, мне понравилось, и я стал развиваться в этой теме».
Есть у него и свой железный конь, до которого руки пока не доходят. Сапожник без сапог, как говорится.
– Любой кастом-проект интересен, – уверен Андрей. – На воплощение идеи иногда уходит день, а иногда месяц в зависимости от сложности эскиза. Занимаюсь этим зимой, потому что летом все катаются. Как правило, успеваю подготовить к сезону пять мотоциклов.
К сожалению, по белорусскому законодательству мотоциклы, щедро украшенные аэрографией, выезжать на дороги общего пользования не могут. Но мастерство наших художников по достоинству ценится в России и Европе.
Еще один двухколесный вид транспорта – велосипед – на выставке выглядел ничуть не хуже своих «братьев» с моторами. Дмитрия Грачева из питерского велоклуба Iron Wheels можно было принять за мотоциклиста – жилетка с нашивками и роскошная борода.
– Уже восемь лет наш клуб объединяет любителей интересных велосипедных решений, – рассказывает он. – Мы не катаемся на горных или спортивных велосипедах, потому что Петербург плоский. Нас интересуют прогулочные комфортные велосипеды. Мы делаем их и сами, подгоняем под нужные параметры, чтобы можно было вальяжно кататься по набережным.
Iron Wheels организует городские экскурсии, фестивали, совместные велосипедные поездки, в том числе за границу. Чаще всего в Финляндию, где развитая сеть велодорожек.
Мотоцикл произошел от велосипеда, утверждает Дмитрий. И глядя на кастомные веломодели, собранные вручную с нуля, в это веришь. Так, велоклуб привез в Минск ярко-красный зимний велосипед «Арктика», который готов пробивать путь по заснеженной дороге подобно одноименному атомному ледоколу. Дмитрий создал его вместе с президентом Iron Wheels Николой Булгаковым.
– В Минск мы приезжаем не первый год. У вас здесь здорово. Мы приезжаем со своими велосипедами, катаемся по вашим замечательным велодорожкам, – рассказывает Никола. – Жаль, что у вас нельзя передвигаться на велосипеде по проезжей части наравне с другим транспортом. У нас в России можно, хотя тоже есть сложности, а в Европе велосипед уже давно считается полноценным транспортным средством. А здесь нет, оттого и отношение к велосипеду у вас немножко другое – как к игрушке, аксессуару.
Президент Iron Wheels называет велосипед транспортом будущего. И опыт европейских стран, например Нидерландов, это доказывает. Кроме того, по статистике, ДТП с участием велосипедистов единичны в сравнении с автомобилями. Так что есть повод задуматься.
Выставка «Мотовелоэкспо» растянулась на два дня. Судя по ажиотажу, двухколесный транспорт белорусы уважают. Остается только надеяться, что уважение друг к другу сохранится и на дорогах.
Фото - Евгений Креч.