Site icon Здоровые люди

Нарушения речи после инсульта и ЧМТ: как помочь восстановиться близкому человеку

речевые нарушения

У пациентов с органическим поражением головного мозга часто наблюдаются проблемы с речью – ее частичная или полная утрата, неправильное произношение, искажение звуков. Эти речевые нарушения сильно снижают качество жизни пациента и заставляют его изолироваться от людей. Что происходит с человеком, потерявшим возможность контролировать свою речь, и как ему можно помочь, рассказывает учитель-дефектолог Республиканской клинической больницы медицинской реабилитации Илона Кочетова.

потеря речи

Причины речевых нарушений

Это происходит вследствие нарушения мозгового кровообращения, опухоли, нейроинфекции, черепно-мозговой травмы. Иногда нарушения обнаруживаются после проведения нейрохирургической операции. В зависимости от того, в какой зоне был задет речевой центр, может развиться то или иное речевое нарушение.

К счастью, это обратимый процесс. При вовремя начатой планомерной работе потерянные функции можно восстановить. Я сейчас как раз работаю с таким пациентом. Он поступил после инсульта с диагнозом «афазия», вообще не понимал обращенную к нему речь, говорил, но лексикон при этом был весьма скудным, не мог писать, читал только простые слова. Прошло 5 месяцев после начала занятий – он уже вышел на работу и живет обычной жизнью.

Формы речевых нарушений

Самые распространенные речевые нарушения, с которыми поступают пациенты, – афазия и дизартрия.

Причина афазии (утрата речи) – повреждение речевого центра в головном мозге, проще говоря, не поступает сигнал от мозга к языку.

Причина дизартрии (неправильное произношение) – отсутствие связи между мозгом и мышцами, которые участвуют в артикуляции. Другими словами, это неполный паралич органов артикуляции. Человек все понимает, пишет, читает. Но слова произносит неправильно.

Эти речевые нарушения имеют 6 различных форм и могут быть выражены слабо, умеренно или сильно. Так, человек с легкой степенью дизартрии может путать буквы в слове, к примеру, вместо «кран» говорить «кнар». Понимание обращенной к нему речи, чтение и письмо (эти функции напрямую связаны с речью) у него сохраняются. Человек с сенсорной афазией может понимать речь других людей, но при этом сам он не в состоянии выразить свои мысли. Он может вести себя импульсивно, активно жестикулировать, его речь кажется другим бессмысленным потоком слов. При этом интеллект его полностью сохранен. Пациент с тяжелой формой афазии (сенсомоторной) не понимает обращенной к нему речи и сам не может ничего сказать. Если обратиться к нему с самой простой инструкцией, например, поднять руку или показать телефон, он не поймет этих слов.

Как правило, проблему замечает лечащий врач, который ведет пациента по его основному заболеванию. Как правило, он приглашает невролога и логопеда, и они уже выставляют окончательный диагноз. Лечение речевых нарушений нужно начинать как можно раньше, буквально на больничной койке стационара. И продолжать после выписки в реабилитационном учреждении. Это даст больше шансов на выздоровление.

Как проходит реабилитация речевых нарушений

К примеру, в нашей больнице с ними работают пять опытных логопедов. Работа основывается на индивидуальном подходе, используются различные реабилитационные методики по восстановлению речи, большое количество наглядного материала, специальные упражнения, тексты.

При дизартрии используем артикуляционные, дыхательные упражнения, мимическую гимнастику, упражнения для улучшения просодической стороны речи. Занятия длятся 30–40 минут. При легкой степени они проходят через день, при тяжелой – каждый день.

Реабилитация после черепно-мозговой травмы длится 21 день, после инсульта – 28 дней. За это время у пациента может начаться прогресс, но и после выписки останавливать занятия ни в коем случае нельзя. Иначе есть риск отката к прежнему состоянию.

Логопед-афазиолог – довольно редкий специалист. Не во всех регионах его можно найти. Тем не менее надо искать и не сдаваться. Во-первых, можно обратиться в поликлинику по месту жительства. При наличии симптомов терапевт/врач общей практики даст направление на реабилитацию. К нам в больницу едут со всей республики.

Еще один вариант – связаться с логопедом онлайн, например, по видеосвязи, по скайпу. При легкой и средней форме можно работать вполне эффективно. Желательно выходить на связь с логопедом два раза в неделю. Он будет оценивать состояние, давать задания и контролировать их выполнение.

Если затянуть с восстановлением и обратиться к логопеду, скажем, через два года, то даже при интенсивной работе больших улучшений не будет. Как ни странно, такие случаи бывают. Пациенты с сенсорной афазией часто подстраиваются под свою болезнь, начинают хорошо ориентироваться в своем бытовом пространстве дома и какие-то элементарные вещи они понимают, смотрят телевизор вместе с семьей, машут головой, если к ним обращаются с вопросом. Часто родственники даже не знают, что их близкие люди заболели. Они не замечают, что человек, к примеру, перестал читать или писать от руки.

Если у вас есть сомнения по поводу близкого человека, попросите его прочитать фрагмент из книги или переписать его на бумаге. Посмотрите, изменились ли речь, интонация, темп чтения, почерк. Можно разложить перед человеком три предмета и попросить его сказать, где тут телефон, расческа или яблока. Если он не сможет это сделать – это повод обратиться к врачу.

Важно помнить, что родственники не в состоянии оценить состояние пациента. Такую оценку может дать только логопед. Но кое-то они сделать могут. При реабилитации речевых нарушений исключительно важна поддержка близких людей.

Рекомендации для родственников пациентов с афазией и дизартрией

Люди с сенсорной афазией все слышат, но при этом они не понимают окружающих. Если хотите представить, каково это, вообразите, что к вам обращается иностранец на неизвестном языке. Кто-то реагирует испугом, кто-то раздражением. Есть определенные правила общения с такими людьми, их надо знать. (Правила вы найдете в конце статьи.)

Одна из основных рекомендаций – не относиться ко взрослому человеку как к ребенку. Допустим, заболел мужчина 55 лет, до инсульта он работал на должности руководителя, у него семья, дети, статус. Да, он потерял речь, но интеллект-то у него сохранен. И вот родственники, пытаясь научить его заново читать и писать, дают ему букварь. Это может спровоцировать агрессию со стороны пациента. И это понятно. Поэтому наглядный материал должен быть достаточно взрослым.

К счастью, многие родственники пациентов интуитивно сразу находят правильный подход, не только поддерживают близкого человека, но и вместе с ним занимаются – пишут, считают, даже поют песни. Упражнения для самостоятельных занятий есть в отрытом доступе в интернете. При желании их можно найти и скачать.

На эффективное восстановление речи влияет много факторов. Имеет значение очаг поражения головного мозга и его размеры. Также важно как можно раньше начать реабилитацию. По результатам исследований наилучшая эффективность достигается при старте в первые 3 месяца.

Восстановление речи – очень длительный и трудоемкий процесс, он не заканчивается в реабилитационном отделении. Когда человек возвращается домой и приступает к самостоятельной работе, ему важна поддержка родственников в его занятиях. Они часто испытывают огромный дискомфорт, стеснение, недоверие, не хотят, чтобы кто-то видел их недуг. Но это ошибка. Я настаиваю, чтобы мои пациенты не изолировали себя от общества, а обязательно оставались в своем привычном близком кругу людей, способных поддержать их. По моему опыту так пациенты восстанавливаются быстрее.

Еще крайне важна мотивация самого пациента. Речевые нарушения – это не то, что пройдет само со временем. Хочет ли человек сам прилагать усилия и двигаться к выздоровлению? У меня был пациент с сосудистой патологией. По профессии он журналист, речь – это его заработок. Поэтому и мотивация у него была крайне высокая, занимался он с полной отдачей. В результате ему удалось вернуться в профессию.

Тем не менее даже с немотивированным человеком мы продолжаем работать. Хвалим его, поддерживаем, вызываем положительные эмоции. В нашей больнице с пациентами работают еще и психологи – они восстанавливают когнитивные функции (память, внимание, мышление) и вселяют веру в себя.

Что касается возраста, то я могу согласиться с утверждением, что молодые люди, как правило, отстраиваются быстрее. Но это происходит не всегда. Я могу привести пример, когда вот уже пять лет 20-летний парень пытается восстановиться после ДТП, но пока еще не может выйти на работу. А потерявшая речь 75-летняя женщина за 3 месяца так отстроилась, что теперь самостоятельно живет в квартире, отвечает на телефонные звонки – и родственники за нее спокойны.

Памятка

Рекомендации по общению с людьми с афазией

  • Говорите медленно, короткими предложениями, интонационно выделяя важные слова.
  • Спрашивайте, понимает ли вас человек.
  • Когда важно обеспечить понимание, задавайте простые вопросы, требующие ответа «да/нет».
  • Давайте время на ответ, не торопитесь и проявляйте терпение.
  • Показывайте человеку, что вы его понимаете или не понимаете.
  • Используйте жесты, рисунки, показывайте на предметы. Можно использовать для общения самодельные или готовые наборы картинок или символов.
  • Иногда человеку с афазией проще нарисовать, чем сказать: имейте при себе пишущие принадлежности.
  • Когда говорите, можно попробовать записывать на бумаге ключевые слова в качестве зрительной опоры. Однако учтите, что часто при афазии сильно нарушено и чтение.
  • Устраняйте отвлекающие факторы и фоновый шум (радио, ТВ).

Чего не стоит делать

  • Говорить как с ребенком или как с человеком с нарушениями слуха или интеллекта.
  • Говорить за человека, заканчивать за него предложения.
  • Обсуждать человека в его присутствии, даже если он плохо понимает речь.
  • Проявлять нетерпение, требовать речевого общения на прежнем уровне.
  • Заниматься по азбуке или букварю.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Exit mobile version