Образовательный форум «ПроШколу: Так можно!» прошел в Минске 17 марта и был организован информационным порталом rebenok.by при поддержке представителей общественности и бизнеса.
Мероприятие вызвало неподдельный интерес со стороны учителей, родителей и тех, кого волнует настоящее и будущее современной школы и образовательного процесса в целом.
Из более чем 600 аккредитованных на мероприятие человек (именно столько мог вместить просторный конференц-зал гостиницы «Ренессанс») около 500, по словам организаторов, - учителя и преподаватели. То есть непосредственно те люди, которые являются основными проводниками новых идей и реформ в современном образовании.
Они как никто другой оказались заинтересованы в том, чтобы получить ответы на главные вопросы:
- как можно и нужно учить детей в условиях глобальной информатизации и технического прогресса;
- в чем заключаются актуальные мировые практики преподавания;
- каковы основные потребности и ожидания школьников от современных учреждений образования;
- какая роль отведена учителю в современном образовательном процессе;
- как правильно выстраивать эффективные отношения между участниками образовательного процесса, чтобы у одних сохранить стремление к новым знаниям на протяжении всей жизни, у других – желание вкладывать свои ресурсы в новаторство и постоянное профессиональное совершенствование.
Поделиться своим опытом на форум приехали эксперты и практики в сфере школьного образования из Эстонии, Швеции, России и Украины. Также свои передовые наработки представили руководители и преподаватели белорусских учебных учреждений, которые наиболее соответствуют современным требованиям и могут олицетворять модель идеальной «школы будущего».
В современном мире мы являемся свидетелями 4-й промышленной революции, которая характеризуется, прежде всего, массивным внедрением искусственного интеллекта: это роботизированные системы, индивидуальные лекарства на основе ДНК, наноматериалы невиданных свойств, альтернативные источники энергии, «умные» города…
Исследователи отмечают, что совсем скоро трудовые ресурсы на 75% будут связаны с производством новых знаний и обработкой информации. К 2040 году как минимум 1/3 (а то и половина) рабочих мест в промышленных развитых странах будет роботизирована, заменена компьютерными программами. Эксперты мировых корпораций по разработке искусственного интеллекта прогнозируют, что через 5-7 лет бумажные учебники перестанут существовать.
Это и есть настоящий вызов системе образования во всем мире. Уже сейчас мы имеем дело с первыми результатами цифровой революции, когда учителю приходится отвечать на вопрос, кто решил задачу: ученик или его смартфон с умным интеллектом?
Очевидно, что внутренняя перестройка коснется как системы образования – от методик обучения до оценки знаний, - так и всех участников образовательного процесса.
Уже сейчас не вызывает сомнений тот факт, что будущим выпускникам пригодятся ключевые универсальные компетенции: умение принимать нестандартные решения, способность к креативному мышлению, навыки продуктивных коммуникаций и сотрудничества… В 21 веке будут востребованы такие личные качества, как способность к самообучению в течение жизни, эмоциональный интеллект, лидерские качества, навыки управления временем для повышения эффективности своей деятельности.
Естественно, грядущие изменения предъявят новые требования и к компетенциям учителя. Но его стимулирующая функция не только останется неизменной, но и приобретет еще большую значимость: важно не только мотивировать ребенка к обучению, но и вдохновлять на самостоятельные познания с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.