Site icon Здоровые люди

ПроШколу: Так можно! В Минске прошел масштабный образовательный форум

Образовательный форум «ПроШколу: Так можно!» прошел в Минске 17 марта и был организован информационным порталом rebenok.by при поддержке представителей общественности и бизнеса.

Мероприятие вызвало неподдельный интерес со стороны учителей, родителей и тех, кого волнует настоящее и будущее современной школы и образовательного процесса в целом.

Из более чем 600 аккредитованных на мероприятие человек (именно столько мог вместить просторный конференц-зал гостиницы «Ренессанс») около 500, по словам организаторов, - учителя и преподаватели. То есть непосредственно те люди, которые являются основными проводниками новых идей и реформ в современном образовании.

Они как никто другой оказались заинтересованы в том, чтобы получить ответы на главные вопросы:

  • как можно и нужно учить детей в условиях глобальной информатизации и технического прогресса;
  • в чем заключаются актуальные мировые практики преподавания;
  • каковы основные потребности и ожидания школьников от современных учреждений образования;
  • какая роль отведена учителю в современном образовательном процессе;
  • как правильно выстраивать эффективные отношения между участниками образовательного процесса, чтобы у одних сохранить стремление к новым знаниям на протяжении всей жизни, у других – желание вкладывать свои ресурсы в новаторство и постоянное профессиональное совершенствование.

Поделиться своим опытом на форум приехали эксперты и практики в сфере школьного образования из Эстонии, Швеции, России и Украины. Также свои передовые наработки представили руководители и преподаватели белорусских учебных учреждений, которые наиболее соответствуют современным требованиям и могут олицетворять модель идеальной «школы будущего».

В современном мире мы являемся свидетелями 4-й промышленной революции, которая характеризуется, прежде всего, массивным внедрением искусственного интеллекта: это роботизированные системы, индивидуальные лекарства на основе ДНК, наноматериалы невиданных свойств, альтернативные источники энергии, «умные» города…

Исследователи отмечают, что совсем скоро трудовые ресурсы на 75% будут связаны с производством новых знаний и обработкой информации. К 2040 году как минимум 1/3 (а то и половина) рабочих мест в промышленных развитых странах будет роботизирована, заменена компьютерными программами. Эксперты мировых корпораций по разработке искусственного интеллекта прогнозируют, что через 5-7 лет бумажные учебники перестанут существовать.

Это и есть настоящий вызов системе образования во всем мире. Уже сейчас мы имеем дело с первыми результатами цифровой революции, когда учителю приходится отвечать на вопрос, кто решил задачу: ученик или его смартфон с умным интеллектом?

Очевидно, что внутренняя перестройка коснется как системы образования – от методик обучения до оценки знаний, - так и всех участников образовательного процесса.

Уже сейчас не вызывает сомнений тот факт, что будущим выпускникам пригодятся ключевые универсальные компетенции: умение принимать нестандартные решения, способность к креативному мышлению, навыки продуктивных коммуникаций и сотрудничества… В 21 веке будут востребованы такие личные качества, как способность к самообучению в течение жизни, эмоциональный интеллект, лидерские качества, навыки управления временем для повышения эффективности своей деятельности.

Естественно, грядущие изменения предъявят новые требования и к компетенциям учителя. Но его стимулирующая функция не только останется неизменной, но и приобретет еще большую значимость: важно не только мотивировать ребенка к обучению, но и вдохновлять на самостоятельные познания с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.

 
Ольга Жук
Заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ, доктор педагогических наук, профессор
Быстрые темпы социально-экономического развития, такие мировые тенденции, как глобализация, информатизация, 4-я промышленная революция, креативная экономика, предъявляют новые вызовы для человечества, в том числе для системы образования. И в первую очередь для ее главного звена – школы. Без продуктивного сотрудничества между социумом, школой, родителями, специалистами, бизнесом невозможно ничего сделать. От этого зависит качество школьного образования, а значит и будущее нашей страны. Хочется, чтобы этот форум стал диалоговой площадкой, где обязательно встретятся проверенные временем педагогические традиции, образовательные новации и ноу-хау, альтернативные решения. Так мы сможем узнать и изучить интересный опыт реформирования школьных систем не только Беларуси, но и зарубежных стран, что для всех нас будет очень полезным.
Exit mobile version