Стала обращать внимание, что мой двухлетний сын периодически ходит на цыпочках. Он делает это не постоянно. И никакой закономерности в том, почему и когда ребенок переходит с полной стопы на носочки, я тоже не заметила: так он ходит и дома, и на улице, босиком и в обуви. Стоит ли беспокоиться? И к какому врачу обращаться: подруги говорят, к неврологу. А мама настаивает – к ортопеду. Ольга Радевич, Витебск.
Консультация детского невролога
Врач-невролог, ассистент кафедры детской неврологии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ Алиса Кудлач:
– Ходьба на носочках, или как еще часто говорят «на цыпочках», правильно называется дистонической реакцией стопы на опору. Она бывает функциональная и органическая. Органическая реакция связана с повышенным тонусом нижних конечностей – это состояние встречается у детей с органической патологией центральной нервной системы, нервно-мышечной патологией. И, конечно, если ребенок вообще не может полностью поставить стопу на опору, а может стоять только на переднем отделе стопы – на носочках, то это неврологический вопрос в первую очередь, ортопедический – во вторую.
Если же ребенок при нормальной в целом ходьбе периодически переходит на передний отдел стоп («перестраивается» на цыпочки), то это всегда функциональное состояние, связанное с повышенной возбудимостью нервной системы. Называется доброкачественной дистонической реакцией стопы на опору, или динамическим эквинусом этого состояния (мышцы ног находятся в гипертонусе, что влечет за собой сгибание стопы и опору на носок). С учетом особенностей темперамента ребенка к ходьбе на носочках склонны активные, легко возбудимые дети.
В одной из моих любимых детских песен поется: «В каждом маленьком ребенке – и в мальчишке, и в девчонке – есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило!». Так вот тот, в ком «200 грамм взрывчатки», не будет ходить на цыпочках, а тот, в ком полкило, – нет-нет, да и будет. Как правило, динамический эквинус эмоционально провоцируемый, т.е. ребенок на фоне положительных или отрицательных эмоций переходит с обычной ходьбы на ходьбу на носочках. Повторюсь: это состояние функциональное. Какой-то глобальной коррекции оно не требует.
Самое важное – не позволять ребенку ходить на цыпочках часто и подолгу, чтобы не формировался стереотип. Потому что ребенок может закрепить хождение на цыпочках как плохую привычку, как, например, ковыряние в носу.
Нет смысла корректировать состояние и в том случае, если малыш только осваивает ходьбу (делает от силы 5-10 шагов). Ему нужно время привыкнуть к опоре, одежде, весу тела, координации…
Но если ребенок ходит уже уверенно, и родители начинают замечать, что он передвигается на носочках все чаще и начинает закрепляться привычка, нужны корректирующие мероприятия. В первую очередь не медикаментозные, а больше физического характера, иногда с подключением физиотерапевтического. Потому что ходить можно, конечно, как угодно. Но при закрепленном стереотипе ходьбы формируются и определенные ортопедические моменты, и вес тела распределяется не совсем корректно, и вопросы к походке, которые неизбежно возникнут, к определенной обуви, возможностям занятий спортом и т.д.
Чего боятся родители. Топ жалоб неврологу о развитии ребенка