Site icon Здоровые люди

Редактирование воспоминаний: это возможно?

особенности памяти человека

Наука о редактировании памяти активно развивается. Зачем ученые хотят корректировать воспоминания людей и как?

Здоровые люди собрали интересные факты на данную тему.

Интересные факты про память

память человека

Для чего нужно редактировать память?

Не все люди, столкнувшись с сильной травмой, легко справляются и быстро забывают случившееся. Кроме того, некоторые ситуации просто невозможно забыть, например сексуальное насилие в детстве, автокатастрофу, участие в военных операциях. В результате сильных потрясений у людей развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое значительно снижает качество жизни и дезадаптирует.

Редактирование памяти могло бы уменьшить эмоциональные последствия в таких ситуациях, считают ученые. Вторая сфера применения новых разработок – уменьшение у зависимых лиц тяги к наркотикам.

Как можно редактировать память?

Для понимания вопроса нужно знать, что есть декларативная и недекларативная память.

Воспоминания о фактах и событиях, которые мы можем описать словами, относятся к декларативной памяти, а те, к которым нет осознанного доступа и их сложно передать словесно, — к недекларативной. К ней же относится и эмоциональная память. Ученые предлагают работать именно с эмоциональным следом травмы, уменьшать его влияние, а не стирать воспоминания полностью. Это возможно при помощи медикаментов и определенных техник.

В качестве медикаментозного средства исследуется препарат, часто назначаемый для контроля артериального давления, – бета-блокатор пропранолола. Невролог Эми Милтон, преподаватель факультета психологии Кембриджского университета, исследователь воспоминаний в лаборатории нервно-психических расстройств, утверждает, что пропранолол может устранять воспоминания страха в момент, когда память находится в режиме редактирования.

Препарат влияет на недекларативную эмоциональную память, при этом не затрагивая декларативную. По сути, лечение направлено на ослабление эмоциональной памяти, а не полного избавления от травматического воспоминания. То есть это не «очистка» сознания и не киношная идея про некий «чистый разум».

Лекарство нужно принимать в определенный момент – когда память находится в режиме редактирования (ученые уже знают, как войти в этот режим). Эти опыты проводятся в основном на крысах. Широкого исследования на людях еще не было.

Но пропранолол может подойти не каждому. Поэтому ученые предлагают использовать еще один метод. Вот как его описывает невролог из Кембриджа:

Известно, что практически невозможно выполнять две задачи одновременно, если они обрабатываются одной и той же областью мозга. Например, сложно подпевать песне по радио и одновременно писать. То же самое происходит при извлечении воспоминания. Если в определенный момент воспроизведения воспоминания дать пациенту выполнить увлекательную визуальную задачу, например поиграть в «Тетрис», можно ввести так много перебивающей информации в это воспоминание, что оно станет бессмысленным».

Эта теория была подтверждена экспериментом на здоровых волонтерах. Они смотрели очень неприятные ролики и фильмы, например об операции на глазах или жестокости, которые вызывали у них репереживания на протяжении недели после просмотра.

Ученые обнаружили: когда они просили участников вспомнить худшие сцены из тех неприятных фильмов и одновременно играть в «Тетрис», это значительно снижало частоту репереживаний, поясняет Эми Милтон.

Используют ли это в клинической практике?

Эксперименты по редактированию памяти пока в основном проводят на животных и очень небольших группах людей. В клинической практике это не используется, так как относительно мало известно, как наиболее эффективно применять такие методики, да и память человека устроена сложнее, чем у крыс.

Однако ученые уверены, что надежные методы редактирования уникальных человеческих воспоминаний в клинике вскоре будут разработаны. Правда, они предупреждают, что это может привести к неожиданным последствиям для нашего представления о памяти и ее роли в определении того, кто мы есть.

Как помочь при шоковой психологической травме. Самое важное

Exit mobile version