Site icon Здоровые люди

Сколько должен спать ребенок. Как наладить режим сна и бодрствования

режим сна

Если верить книжкам, ребенок в возрасте до года должен спать по 12-16 часов в сутки. Интернет тоже уверенности не добавляет – в некоторых источниках вообще какие-то фантастические цифры указывают. Нашему малышу 9 месяцев. Спит урывками, по большей части на руках. Ночь – это вообще катастрофа: просыпается через каждый час, плачет, кричит, успокаивается, опять же, только если на руки взять. Если честно, мои силы на пределе. Устала ужасно: нет отдыха ни днем, ни ночью. Нет-нет, да и закрадываются мысли: у всех дети как дети, один мой такой неспящий. Может, он беспокойный потому, что я не смогла наладить режим? Может, ему банально не хватает сна (мне не хватает точно). Ребенок первый и очень желанный. Так хочется быть ему образцовыми родителями, но, видим, что-то мы делаем не так. Помогите! Дарья С., Минский район.

Отвечает врач-невролог ассистент кафедры детской неврологии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ Алиса Кудлач:

– Так и хочется ответить словами классика: «Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет». Ну, или читайте, но только с холодной головой. Родители часто заблуждаются, когда думают, что ребенок что-то кому-то должен в принципе. Например, спать по 16 часов к ряду…

Во-первых, чаще всего имеется в виду суммарное количество сна. На 16 часов подряд здоровый ребенок вряд ли уснет. Максимум такое счастье возможно лицезреть в самом раннем неонатальном периоде – до 1 месяца. И то, как повезет. Во-вторых, с учетом ночного сна ребенок действительно может спать по 10-12 часов (так и взрослый может, если что).

Другое дело, если мы имеем качок маятника в другую сторону – ребенок на первом году жизни спит по 20 часов в сутки. Возможно, счастье для родителей, но проблема для ребенка. Столь продолжительный сон – это патология. И это станет ясно намного раньше, потому что ребенок, спящий по 20 часов в сутки, явно будет иметь нарушения развития.

Далее. Есть дети, которые спят спокойно, с минимумом движений. А есть дети, которые спят беспокойно, могут просыпаться несколько раз за ночь… Это все зависит от очень многих факторов: и от перинатальных вопросов, и от особенностей родов, и от возможных проблем в раннем послеродовом периоде и т.д. Т.е. существует множество моментов, которые могли ввести центральную нервную систему ребенка в состояние функционального перевозбуждения, что будет оказывать прямое влияние на его сон, в первую очередь.

Вместе с тем, если ребенок в целом физически и психически развивается соответственно возрасту, то и продолжительный сон, и сон урывками не должны вызывать беспокойства.

Что касается налаживания режима сна и бодрствования, особенностей детского сна (как, например, жалуется автор вопроса – сон только на руках), здесь можно сказать следующее. Люди склонны, скажем так, к стереотипно-режимному существованию. Это продиктовано и самим строением нашей центральной нервной системы, и тем, что люди – существа социальные и обитают в определенной среде. Это же касается и режима формирования цикла «сон – бодрствование». У взрослых этот цикл уже отстроен. А ребенок еще только находится в стадии его формирования. Понятно, что родители задают ребенку определенные циклы. Т.е. сон малыша зависит не только от его индивидуальных особенностей ЦНС, но и от того, как ему этот сон диктует социум.

Например, для формирования детского сна важно, может ли ребенок один полежать в кроватке, может ли мама на какое-то время его оставить в комнате одного… Понятно, что ему приятнее на руках у мамы. Но так тоже формируются стереотипы, а потом возникают вопросы: как отучить спать на руках у мамы, как переложить ребенка с супружеской кровати в детскую кроватку и т.д.

Ручной ребенок – это тоже результат стереотипного формирования. Люди – существа, приспособляемые к тем социально-средовым условиям, которые нам диктуются. Никто не вправе сказать, что правильно, а что нет: ручной ребенок или тот, который засыпает, как только его кладут в кроватку.

Я родителям всегда говорю: вот эти моменты – где спит ребенок, как долго он ест грудь или привязан к соске и т.д. – это моменты его микросоциума. И как сформирован этот микросоциум, какие в нем представления, традиции, понятия, предпочтения – личное дело каждого. Если в той среде, где живет ребенок, маму, папу, бабушку, дедушку, самого малыша все устраивает (будь то ручной ребенок или нет, кормят его грудью до 5 лет или завершили ГВ в 5 месяцев и т.д.), значит, для этого микросоциума именно такой сценарий правильный. Если же он вызывает конфликты, тогда да, нужно разбираться и решать эти моменты. Но это проблема не в органическом или неврологическом состоянии ребенка. Это прежде всего вопрос правильного выстраивания социального, поведенческого стереотипа у ребенка…

Возвращаясь ко сну, когда говорят про выстраивание режима, про определенные ритуалы погружения в сон – это опять-таки те социально-ритуальные манипуляции, которые, конечно же, могут быть применимы и полезны. Чем раньше мы задаем ребенку стереотип, режим засыпания, тем быстрее он усваивается. И на самом деле это способствует тому, что созревание тех же нейронных связей в головном мозге, формирование цикла «сон – бодрствование» происходит в более ранние сроки. Но опять-таки: это личное дело родителей, вопрос, если хотите, их удобства, привычек, собственного жизненного уклада.

Exit mobile version