Среди всех факторов риска неинфекционных заболеваний, как минимум три – повышенное артериальное давление, высокий уровень холестерина, ожирение – в той или иной степени ассоциированы с неправильным питанием. Нездоровые пищевые привычки могут привести к развитию сахарного диабета, сердечно-сосудистых, онкологических и других патологий, которые ежегодно становятся причиной миллионов случаев смертей.
О важности здорового питания и его роли в предотвращении неинфекционных заболеваний шла речь на республиканском Форуме по вопросам общественного здоровья (Public Health Forum). Проблемы питания населения и безопасности пищевой продукции затронула в своем выступлении заместитель директора по сопровождению практического санитарно-эпидемиологического надзора и работе ЕЭК Научно-практического центра гигиены, к.м.н., доцент Екатерина Федоренко. Приводим самые интересные факты.
Питание как фактор риска
Что подразумевает здоровое питание? Оно должно включать такие важные составляющие, как сбалансированность, разнообразие, баланс между достаточностью и умеренностью, способствовать росту и развитию. Неполноценное питание приводит к недоеданию, замедлению роста, недостаточному либо избыточному весу, дефициту либо дисбалансу микро- и макронутриентов.
Питание белорусов, рассказала Екатерина Федоренко, характеризуется избыточным потреблением пищевой продукции животного происхождения, высоким потреблением животных жиров и белков, дефицитом микро- и макронутриентов. Чуть более 78% граждан употребляют менее 5 порций фруктов и овощей в день. В два раза превышает установленный ВОЗ норматив потребления соли. Около 53% имеют избыточную массу тела и ожирение. Более 44% всегда или часто употребляют обработанные продукты с высоким содержанием соли.
Потребление натрия, которое ассоциировано с избыточным потреблением соли, находится на 4-м ранговом месте по сравнению с иными факторами, которые влияют на риск смерти, связанный с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Екатерина Федоренко:
– Изменение в структуре потребления фруктов, цельнозерновых и морепродуктов может быть ассоциировано с изменением потребительского поведения. Если говорить о натрии, тут все сложнее, поскольку соль является пищевым ингредиентом, который используется в пищевой промышленности, и не всегда потребитель может на это повлиять.
Например, в 100 гр колбасных изделий содержится 1,2-6,7 гр соли, в 100 гр сыра – 1,1-4,7 гр.
Соль и сахар
По словам эксперта, традиционно потребление соли в обществе было крайне низким, меньше 1 гр. Она использовалась в качестве консерванта и позволяла хранить продукты. По мере развития урбанизации и необходимости хранить большее количество продуктов увеличивалось и потребление соли. Сегодня доступен большой спектр иных технологических приемов, которые позволяют сохранять пищевые продукты (например, высокая либо низкая температура). Вместе с тем в современной популяции более 75% соли поступает за счет той пищевой продукции, которая используется в производстве тех или иных продуктов.
Уровень потребления соли в нашей стране составляет ежедневно в среднем около 10-11 гр (STEPS-исследование).
Повышенное потребление соли тесно связано с риском развития артериальной гипертензии и других патологий сердечно-сосудистой системы. Так, около 4 млн людей в мире умирают в результате заболеваний, которые ассоциированы с избыточным потреблением соли. В Беларуси 63% случаев смертей вызваны сердечно-сосудистыми болезнями (инсультами, инфарктами миокарда и другими патологиями системы кровообращения).
Еще один продукт, который влияет на риск развития неинфекционных заболеваний, в частности, сахарного диабета, – сахар. Кстати, во многих привычных нам продуктах сладость запредельная. Например, в одном батончике «Сникерс» содержится 6,75 чайных ложек сахара, в одной банке «Спрайта» – 8,25, столько же и в банке напитка «Кока-кола» (исследование ВОЗ).
Влияние ТВ-рекламы пищевых продуктов на детей
Ожирение является широко распространенным фактором риска неинфекционных заболеваний. Особое внимание в мире и в Беларуси уделяется проблеме ожирения и избыточной массы тела среди подростков.
В Беларуси каждый 9-й ребенок имеет избыточную массу тела. Ожирение встречается у 10% детей школьного возраста и у 4,5% дошкольников.
Екатерина Федоренко:
– Сегодня большое внимание уделяется такому аспекту, как продвижение пищевой продукции. Дети являются целевой аудиторией для рекламщиков и специалистов, которые занимаются этим вопросом. Для детского возраста, с одной стороны, характерно отсутствие критического мышления, ребенок верит всему, что говорят с экранов ТВ. С другой стороны, те пищевые привычки, которые закладываются в детском возрасте, будут иметь отношение ко всей последующей жизни и потребительскому поведению во взрослом возрасте.
У нас в стране прошло исследование влияния ТВ-рекламы на детей. Было проанализировано 6 530 рекламных роликов, 320 часов эфирного времени 5 телеканалов.
Екатерина Федоренко:
– Данные исследования не порадовали. Среди всех рекламных роликов превалировали пищевые продукты. На первом месте стоит реклама чая и кофе, на втором – иных напитков, затем следуют шоколад и кондитерские изделия, далее – йогурты, простокваша и другие.
Следует отметить, что кофе запрещено в детском питании, а шоколад и кондитерские изделия в соответствии с методологией ВОЗ в принципе запрещены для рекламы. Кроме того, различные кисломолочные продукты по содержанию сахара могут не соответствовать критериям, которые позволяют их рассматривать в качестве предпочтительных для питания, добавила эксперт.
Ограничение рекламы пищевых продуктов
В рамках реализации государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность», рассказала Екатерина Федоренко, планируется разработать и внести предложения по законодательному регулированию рекламы с высоким содержанием соли, сахара и жира. Уже проведена научная работа, итогом которой стала инструкция по ранжированию пищевых продуктов на основе их состава и влияния на здоровье человека.
Екатерина Федоренко:
– Для каждой группы пищевых продуктов с учетом их уникального химического состава, вклада в рацион и в формирование здоровой потребительской корзин, мы обосновали качественные и количественные критерии, превышение которых не позволяет их отнести к продуктам более предпочтительным для потребления.
Апробация ранжирования прошла на более чем 200 пищевых продуктах из различных пищевых групп. Результаты показали, что те рецептуры и составы, которые предлагает пищевая промышленность, не позволяют однозначно отнести продукты в категорию «предпочтительных для питания».
Например, среди жидких кисломолочных продуктов около 70% не попали в группу «предпочтительных», потому как содержали добавленные сахара. Из 13 позиций хлебобулочных продуктов в эту категорию можно отнести только 2. Причина – высокое содержание соли и жиров.