Site icon Здоровые люди

Воспитание до рождения

У всех родителей одна проблема – сначала родить, а потом вырастить. Накормить и на ноги поставить. Воспитать человеком. А вот как воспитывать – это уже огромный вопрос, и не умолкают педагогические дебаты.

Царь и раб

Адепты тибетской системы воспитания детей убеждены, что пока ребенку не исполнилось 5 лет, к нему нужно относиться, как к царю, с 5 до 10 - как к рабу, а с 15 лет – как к равному. 

Это значит, что в первую «пятилетку» малышу ничего не запрещают, только контролируют, в случае явной угрозы - отвлекают. Наказание ребенок воспринимает только как демонстрацию силы, впитывает «необходимость» подчинения сильному и все равно не делает выводов, потому что не понимает, за что его наказали.

 На втором этапе перед ребенком нужно ставить четкие и обязательные к исполнению задачи, контролировать их выполнение. Наказывать можно, но не физически, так как выводы ребенок уже делает и осознает, за что получил нагоняй. Это период активного обучения.

А с 15-летним все возникающие вопросы нужно обсуждать наравне, поощрять его самостоятельность, аккуратно ссылаясь при этом на свой личный опыт.

Казалось бы, все так просто… Но жизнь показывает, что если и просто, то не так… Сколько мам кусают локти, коря себя за плохое воспитание. Думают, поздно взялись.  На самом деле мысли о раннем воспитании совсем не новы. А дебаты о начале этого полезного процесса велись испокон веков.

Когда же начинать воспитание ребенка?

Сейчас мир пришел к четкому осознанию: с момента зачатия. И у этой идеи есть научное обоснование. Еще больше века назад морфологи находили у новорожденных неразвитые нейроны и полагали, что эти клетки были «не востребованы». Другие ученые доказали, что ранняя сенсорная стимуляция приводит к более быстрому и гармоничному интеллектуальному развитию.  Так появилась новая ветвь в профилактической медицине, психологии и педагогике – дородовое воспитание.

Научное обоснование воспитания до рождения

В 1982 г. японские ученые доказали, что внутриутробно малыш слышит все, что происходит внутри и вне мамы. Все звуки доходят до него приглушенными на 30%, самый громкий – это биение материнского сердца. Так что фраза о том, что вынашивают под сердцем, теперь как-то по-другому звучит. 

Ребенок активно реагирует на происходящее: его сердце сокращается уже на 4-й неделе, с 12-й недели внутриутробного развития лицо приобретает собственные черты и отражает происходящее в окружающей среде, с 14-й недели малыш реагирует на звук. Поэтому с конца 1980-х годов беременные стали слушать музыку и прикладывать наушники к животу, чтобы малыш тоже слушал, разучивать и петь ему колыбельные, да и просто чаще разговаривать.

Бабушка плохому не научит… Что знали наши и совсем не наши пра-пра-пра...?

За много веков до нас женщины делали примерно то же самое, опираясь на собственную интуицию и опыт поколений.

В Древнем Китае вовсю работала система эмбрионального воспитания «тай-кье» - беременные каждый день занимались пением. Индийская традиция Чарака Самхита рекомендовала ежедневное созерцание еще нерожденного ребенка. В Японии беременных отправляли в специальные общины в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием женщины и ожидаемого ею малыша.

В странах Северной Европы беременным полагалось подолгу сидеть на ступеньках собственного дома и петь народные и религиозные песни.

В Вологодской и Новгородской губерниях Российской Империи действовал целый свод предписаний по поведению беременных:

  • не поднимать тяжести, быть спокойной,
  • ни с кем не ссориться,
  • больше бывать на свежем воздухе,
  • созерцать красоту природы,
  • слушать шелест падающей листвы и пение птиц,
  • самой разучивать колыбельные.

Как это используют в практике врачи

 Уже больше 60 лет назад известный на весь мир калифорнийский врач акушер-гинеколог Рене Ван де Кар разработал методику работы с беременной и ожидаемым ребенком. Он рекомендовал тактильное воздействие на живот (нажатие, похлопывание, встряхивание) и повторение односложных слов. Советовал делать так с середины беременности каждый день по 10-20 минут.

Датский физиотерапевт Франц Вельдман в конце 1970-х гг.  предложил гапнотомию - метод пренатального общения через прикосновения.

Во Франции в 1980-х гг. была очень популярна система подготовки к родам Мишеля Адена, в которую входили сеансы хорового пения беременных.

Примерно тогда же пренатальный психолог из США Брент Логан предположил, что собственные сердечные сокращения малыша являются тем самым первым источником звуков, который стимулирует его общее психофизиологическое развитие.

В Советском Союзе в 1983 г. была разработана система перинатального воспитания СОНАТАЛ. Это комбинация пения, движений матери и осознанных прикосновений к животу. По мнению автора, этот метод способствует лучшему формированию личности ребенка, готовит к родам, более продолжительному грудному вскармливанию.

Так, традиции, передаваемые из поколения в поколение, подкрепленные научными данными, стали целым направлением - «здоровьеобразующей деятельностью».

Думаю, многие мамы подтвердят, что дети лучше засыпают под ту музыку, которую слушали до рождения. Знаю замечательного малюпаса 4 месяцев от роду, который моментально засыпает под тяжелый рок. О вкусах, в том числе музыкальных, не спорят. Но традиционно беременным рекомендуют классическую музыку – чаще В.А. Моцарта и П.И. Чайковского. Произведения этих композиторов также активно используют в музыкотерапии при выхаживании недоношенных.

Разговаривайте со своим малышом, показывайте ему красивое, общайтесь с ним прикосновениями, ведь творческая активность малыша и его музыкальность развиваются вместе с ним. Такое общение полезно и для здоровья матерей - богаче и продолжительней становится лактация.

А еще это безумно приятно, и так объединяет родителей и вынашиваемого малыша.

Растите здоровыми и талантливыми!

Exit mobile version