Известная английская бизнесвумен Виктория Бэкхем призналась, что страдает от дислексии. По словам Виктории, с этой же проблемой столкнулись четверо ее детей. История знает множество талантливых дислексиков: Леонардо да Винчи, Агата Кристи, Ганс Христиан Андерсен… Однако в обычной жизни взрослый человек, которому трудно читать тексты, писать, обобщать информацию, часто испытывает стыд и недопонимание. Настоящей проблемой становится, например, любое заполнение документов. Как принять свою проблему и жить без страха опозориться? Об этом рассказала Наталья Овсяник, кандидат психологических наук, участница проекта dyslexia.pro и «100 книг для детей с дислексией».
Жить с дислексией можно счастливо
Специалисты отмечают, что в отношении проблемы дислексии есть две наиболее частых тенденции. И обе они провальные. Первая — заниматься чтением и письмом до посинения, подгоняя себя и не в силах остановиться. Второй — причислить себя к числу гениев (их среди дислексиков много). В первом случае высока вероятность загнать себя в ловушку, но так и не добиться результата. А во втором — пропустить сензитивный период, когда дислексию еще можно было скорректировать. Для взрослого человека важна психологическая составляющая. Дислексия — не болезнь. Это особое явление, которое требует осознанного отношения. Что можно сделать дислексику для наиболее комфортной жизни?
Шаг 1. Быть максимально информированным.
Наталья Овсяник: «Чтобы составить план действий о том, как справляться со своей проблемой, нужно прежде всего собрать о ней информацию. Сейчас есть множество семинаров, тренингов. Существуют также приложения, которые позволяют узнать, в какой степени у человека есть тот или иной тип дислексии (всего выделяют 5 типов). Есть люди, которые благополучно всю жизнь живут и могут в день прочитать максимум два абзаца. Они и не предполагают, что у них какие-то проблемы. Или люди, которые говорят о том, что им приходилось зубрить литературу или историю. Буквально целый параграф человек учил наизусть, не умея извлекать главную мысль. Когда вы выясняете, в какой степени у вас присутствует дислексия, легче понять, с чем можно прожить без вмешательств, а что требуется корректировать или подобрать определенные технические средства для помощи».
Шаг 2. Подружиться с человеком с похожими трудностями.
Несмотря на то что свои сложности всегда кажутся уникальными и свой путь каждый проходит сам, большим облегчением бывает узнать, что ты не один.
Наталья Овсяник: «В клубах и сообществах людей с похожими проблемами можно поделиться своими сложностями, переживаниями».
Шаг 3. Снять груз с плеч.
Наталья Овсяник: «Для того чтобы двигаться дальше, нужно принять свою проблему. Терапия необходима и должна присутствовать в жизни каждого дислексика. Насколько человек боится письменных работ, публичных выступлений, чтения, вопросов в стиле «суммируй и обобщи»… Это прорабатывается вместе с психологом, чтобы справиться с этим грузом раз и навсегда».
Шаг 4. Спокойно просить о помощи.
Наталья Овсяник: «Многие взрослые дислексики стыдятся своей проблемы. Я неоднократно видела, как люди, заполняя документы в паспортных столах, краснеют, бледнеют, потеют над формуляром для того, чтобы сдать паспорт на проверку или перерегистрацию. Когда человек проработал проблему, он понимает, что его трудности — это не позор, а явление. И дальше он говорит: «Я не могу, помогите, пожалуйста». Как только человек начинает просить без стеснения, без угрызения, без бесконечных оправдываний, то ему очень многие люди идут навстречу».
Шаг 5. Выявить сильную сторону.
Наталья Овсяник: «Нужно выявить ту самую сильную сторону, за счет которой человек может жить дальше. Если нет стержня, интереса, то жизнь превращается просто в погоню за бесконечно уезжающим поездом. Для детей есть диагностика на выявление способностей человека. Чаще всего ее выполняют в профориентационный период, с 13 лет. Хотя, например, известный психолог Адлер считал, что уже в 4 года мы можем определить коридор способностей.
У взрослых людей мы выбираем из списка имеющихся ресурсов и возможностей. В помощь — профориентологи, тренинги. Как только мы нашли свой ресурс, мы направляем туда максимум сил, а остальное делаем в остаточном режиме. Почему это важно? Мозг в принципе имеет ограниченные ресурсы. Если мы бесконечно вытягиваем их в разных направлениях (и хоккей, и бассейн, и 4 иностранных языка, и каллиграфия), то через какое-то время их не остается, нет желания ничем заниматься. У детей это чаще всего бывает в 6–7 классе. В этом возрасте многие уже ничего не хотят, потому что ресурсов нет. А дальше появляются уже взрослые, которые тоже чего-то не хотят по каким-то причинам. Поэтому так важно выявить свой интерес. Это никогда не поздно. Есть люди, которые лучшие свои произведения написали в 90 лет».
Шаг 6. Обезопасить себя на рабочем (учебном) месте.
Наталья Овсяник: «Людям с дислексией нужен очень строгий график выполнения работы. Срочные задания, изменения в режиме работы — все это для них огромный стресс. Например, ученики или студенты-дислексики, которым меняют расписание, на занятиях не могут собраться, поскольку готовились совсем к другому предмету. Лучше обезопасить себя на учебе и работе и сообщить, что вам нужно знать информацию заранее и это никак не отразится на рабочем процессе. Для людей с дислексией очень полезны коммуникативные тренинги, где их учат, не вступая в конфликт, говорить о своих потребностях, защищать границы и грамотно отстраивать свое рабочее пространство».
Шаг 7. Заменить негативные характеристики на положительные.
Наталья Овсяник: «Часто замечаю в работе с дислексиками такие фразы по отношению к себе: «Я глупый, я тупой, у меня ничего не получается». Нужно заменить негативные или критикующие характеристики на положительные. Есть целая стратегия, когда мы учимся вместо таких фраз говорить: «Я не справился, потому что... Каким образом мне нужно это сделать? Что мне нужно, чтобы этого достичь?» Это отдельный специальный тренинг, в котором дислексики нуждаются. Дислексия — это не только про тренировку чтения и письма. Нужно поднять очень много пластов, чтобы человек себя чувствовал хорошо. В частности, коммуникативные навыки».
Шаг 8. Использовать библиотерапию.
Наталья Овсяник: «Чтение книг о людях с похожими проблемами и о том, как они их преодолевали, важно как для детей, так и для взрослых дислексиков на протяжении всей жизни. Например, в «Анне Карениной» Лев Толстой как великий педагог тоже описал дислексика — сына Анны Серёженьку».
Шаг 9. Использовать средства технической помощи.
Знание о том, что такие средства существуют и что они действительно помогают, снимает психологическую напряженность.
Наталья Овсяник: «Если у меня плохое зрение, я использую очки. Если я живу с дислексией, то также использую техническую помощь и трачу меньше сил на борьбу с бесконечными сложностями».
Дислексия — ситуация, когда от взрослого человека требуется прежде всего спокойное принятие своей ситуации и поиск вариантов помощи. О том, какую литературу рекомендуют специалисты для взрослых и детей с такими проблемами и какие технические средства помощи существуют для облегчения жизни дислексиков, в наших следующих материалах.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!