Site icon Здоровые люди

Не забудьте похвалить: советы психиатра родителям подростков

поведение подростков

Подросток стал неуправляемым, забросил учебу и связался со странной компанией? Увлекся религией или оккультизмом?

Всему этому есть логическое объяснение, считает врач-психиатр, психотерапевт, кандидат мед. наук, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава РФ Анна Кузюкова.

Почему подростки склонны к суицидам

В период пубертата склонность к рискованному поведению выявляется более чем у 50% подростков и значительно (до 200%) увеличивается смертность по сравнению с детьми и лицами зрелого возраста. На последствия рискованного поведения приходится до 70% всех подростковых смертей. Максимум рисковой активности наблюдается в возрасте 14–15 лет.

Среди 16–18-летних активность резко ослабевает. Аналогичная картина наблюдается с агрессивностью и враждебностью. В позднем подростковом периоде, который приходится на старшие классы, агрессивность и враждебность подростков выражена намного ярче и утрированнее, чем в период юношества.

Такие изменения связаны с определенными нейробиологическими особенностями подростковой психики. Для подростков характерны неравномерность созревания определенных мозговых структур. В частности, лимбическая система, которая играет важную роль в формировании эмоций, активируется в 11–12 лет. Ее мощная активация происходит под влиянием половых гормонов, которые оказывают организующее влияние на структурное созревание мозга. Лимбическая система участвует в организации эмоционального поведения, в том числе пищевого, полового и оборонительного инстинктов. Она имеет большое значение в формировании положительных эмоций.

подростки

Другой важный участок – это префронтальная кора головного мозга, которая оказывает притормаживающий регуляторный эффект, подавляя активность лимбической системы, тем самым предотвращая импульсивные, сиюминутные желания, позволяя подростку принять взвешенное обдуманное решение.

Но созревание префронтальной коры опаздывает, она формируется в 16–18 лет. Поэтому происходит расторможенность поведения: им трудно себя регулировать из-за того, что лимбическая система активируется, а префронтальная кора остается незрелой. Следовательно, у подростков часто доминируют поступки, основанные на внезапно возникающих эмоциональных побуждениях.

Со слабостью и несовершенством префронтальной коры связывают рассеянное внимание, слабый контроль за внутренними побуждениями, расторможенное гиперактивное поведение, плохое понимание собственного времени и неспособность управлять ими. А также непоследовательность поступков, прокрастинация, неправильное суждение и понимание того, что происходит вокруг, неправильная интерпретация событий и эмоций у окружающих.

Ближе к 14–16-летнему возрасту префронтальная кора становится более развитой, появляется больше устойчивых связей с другими отделами мозга. Ее регуляторная роль к этому периоду усиливается, но лишь к 18–20 годам, а иногда и позже, префронтальная кора становится более выраженной. И тогда поведение подростов становится более сбалансированным.

Подростков лучше хвалить, чем ругать

Дисбаланс дофамина, который характерен для подростков, приводит к тому, что поведение направляется нередко на поиск стимулов, которые могли бы принести им сильные положительные эмоции. Это стремление к новизне, активному заведению большого количества новых знакомых. Нежелание сидеть на одном месте и заниматься однообразными делами, предпочтение общению со сверстниками. А отношения с родителями, как правило, в это время портятся.

Подростки неохотно выполняют скучную и неинтересную работу, но при наличии личной мотивации и эмоциональной заинтересованности серьезно увлекаются и могут добиваться высоких результатов в интересующих их областях.

Они активнее реагируют на положительные стимулы, тогда как отрицательные чаще игнорируются и не имеют такого значения, как для взрослых. Отмечается бесстрашие и склонность к риску: охваченные значимой для них идеей и стремясь к достижению цели, могут игнорировать возможные опасности.

Считается, что этот дисбаланс дофамина имеет древнюю природу. У животных, когда они достигали подросткового возраста, то есть половой зрелости, дофамин помогает преодолеть определенную преграду (зайти на конкурирующую территорию, пройти большое расстояние). Это позволяет сохранить вид.

В связи с тем, что подростки более положительно реагируют на награду, а наказание чаще всего игнорируют (оно не имеет того значения, как для взрослых или для детей), то с ними надо правильно выстраивать отношения.

Необходимо учитывать характерные для подростков повышенные реагирования на положительные подкрепления и игнорирование негативных стимулов. Подростки показывают лучший результат, если узнают, что получат за него желаемую награду. А вот применяемые в случае неуспеха ограничения и наказания для молодых людей оказываются менее значимыми и переносится ими не так болезненно, как в детском или более взрослым возрасте.

Формирование вредных привычек

В подростковом или юношеском возрасте имеет место растормаживание эмоций плюс преобладание дофаминергической дезрегуляции, то есть в одних участках мозга дофамина мало, а в других, наоборот, много. А значит, у подростков высокий риск формирования зависимостей. Это злоупотребление алкоголем, наркотиками, которые стимулируют повышенный выброс дофамина в центре удовольствия с развитием эйфории и могут привести к быстрому формированию зависимости.

Подростковый алкоголизм формируется значительно быстрее, чем более зрелом возрасте. Это может быть также гиперсексуальность, неразборчивость в выборе партнеров, опасные увлечения с риском для жизни, переедания, а также зависимость от сверстников.

Нервная анорексия в подростковом возрасте

Среди специфических для подростково-юношеского возраста психопатологических образований выделяются также синдромы дисморфомании, дисморфофобии. Это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен незначительным дефектом или особенностями своего тела. Он патологически убежден в необходимости коррекции этой части тела и активно стремится к исправлению.

Нервная анорексия – это отказ от пищи, сознательные ограничения в еде с целью похудения с возникновением вторичных расстройств со стороны внутренних органов гормональной системы и нарастающего физического истощения. Отказ поддерживать массу тела на минимальной норме.

У девушек появляется аменорея (расстройство менструальной функции) и такой важный, кардинальный симптом, как нарушение восприятия собственного тела, отрицание серьезности низкой массы тела и чрезмерная зависимость самооценки от цифр на весах.

Сколько бы девушка ни весила, она все равно считает себя толстой, уверена, что ей надо худеть.  Присутствует сильный страх набрать вес при явном истощении.

В подростковом возрасте происходит активный рост организма, который может сопровождаться теми или иными телесными сенсациями, болевыми ощущениями. Поэтому подростки нередко фиксируются на этих переживаниях и считают, что они неизлечимо больны, или что у них серьезное заболевание.

Для подростков нередко характерные головные боли, и некоторые думают, что у них опухоль головного мозга. Такая ипохондрия тоже характерна для этого возрастного периода.

Еще один очень важный синдром – гебоидный. Это патологическое искажение черт, нравственное огрубение (вплоть до тупости), стремление к самоутверждению, приводящие к поведению, противоречащему общепринятым нормам.

Увлечение религией и оккультизмом

Может быть увлеченность философскими вопросами, поиск смысла жизни, интересы религиозной направленности, увлечение ядерной физикой, высшей математикой, которые начинают занимать ведущее место в жизнедеятельности в ущерб учебе, общению со сверстниками и различным физиологическим потребностям.

Часто подростки увлекаются оккультизмом, могут примыкать к различным сектам, и все это носит утрированный, чрезмерный характер.

Еще одно расстройство, которое нередко возникает в этом возрасте, – юношеская астеническая несостоятельность. Характерно появление в поздний подростковый период когнитивного дефицита: трудно сконцентрировать внимание, сосредоточиться на подборе правильных слов, усвоении информации. Появляются жалобы на интеллектуальную истощаемость и нарушение памяти.

Что делать родителям? Запастись терпением. И помнить, что роднее вас у этого ребенка никого нет. Ему тоже сейчас непросто. А за помощью можно обратиться к психологу, психотерапевту.

*Информация озвучена в рамках 37-й Всероссийской онлайн-школы «Коморбидный неврологический пациент: когнитивные и эмоциональные нарушения, астения, инсомния в реальной клинической практике»

Exit mobile version