«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» — эту библейскую истину (Притчи Соломоновы, 13:25) как только ни интерпретировали.
Сторонники телесных наказаний нередко цитируют этот отрывок как доказательство своей правоты. Но какое именно наказание имел в виду мудрый царь Соломон, и что скрывается за древнееврейским словом «шебет», переведенным как «розга»? Возможно ли воспитание без насилия, и как перестать кричать на своего ребенка?
Нужно ли наказывать детей физически?
Что такое розга? Еврейское слово, которое в синодальной Библии переведено как «розга», в оригинале звучит как «шебет» и имеет много значений: колено, племя; палка, трость, жезл, скипетр, копье, розга (согласно Конкорданции, или симфонии Стронга).
Многие исследователи Святого Писания сходятся во мнении, что подобные стихи Притчей нельзя интерпретировать только как призыв к физическому наказанию детей. Розга скорее подразумевает применение авторитета родителей, подчеркивает их лидерскую роль, господство, направление ребенка, а также является символом исправления, вразумления, и только потом – наказания в привычном нам смысле.
Дальше написано: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи, 19:18). При этом слово «наказание» в оригинале звучит как «мусар», и использовалось оно в древнееврейской культуре в значении «мораль, этика; нравоучение». В современном иврите оно также употребляется, но без привязки к наказанию.
У славян правильным издревле считалось то воспитание детей, где присутствовали физические лишения: «Вольно тому шалить, кто смолоду не бит», «За битого двух небитых дают, да и то не берут», «Выдрать как Сидорову козу». «Домострой» предписывал детей «любить и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить». А вот на похвалу, считалось, лучше быть скупым: «Хвала в очи хуже порчи» — поверье перешло и в наши дни, когда о маленьких детях стараются не говорить хорошо, чтобы не сглазить.
Крайности. День сегодняшний. Сегодня физические наказания многими воспринимаются как пережиток прошлого. В отдельных странах, пропагандирующих воспитание детей без наказаний, криков и угроз, социальные службы за это могут даже изъять детей из семьи. Так, законодательно физические наказания детей запрещены в Швеции, Финляндии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Польше, Австрии, Германии.
В Республике Беларусь за шлепок по попе в родительских правах не ограничивают, но Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за «нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления» – штраф до 10 базовых величин или административный арест (статья 9.1).
Уголовный кодекс Республики Беларусь за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения предусматривает ограничение свободы на срок от 3 до 4 лет или лишение свободы на срок от 4 до 8 лет. А за то же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии, — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (статья 147).
Впадать в крайности всегда нехорошо. Безнаказанность, как и излишняя строгость, приводит к плачевным последствиям. Но прежде чем кричать на ребенка или налагать эпитимию, постарайтесь разобраться в причинах проступка: корни могут быть глубже, чем вам кажется.
Экспертом в детско-родительских отношениях Здоровые люди попросили выступить Светлану Месникович.
Как наказывать ребенка правильно?
Наказание — это метод воспитания, предполагающий воздействие на личность воспитанника с целью прекращения и предотвращения в дальнейшем негативных реакций и поступков. Наказание выступает средством поддержания дисциплины и помогает детям ощутить границы дозволенного, понять причинно-следственные связи той или иной ситуации, адаптироваться к правилам взаимодействия.
Важно помнить:
- Дети обязательно в какой-то момент нарушают правила. Это естественный момент их развития. Взрослые тоже иногда это делают.
- Решение проблемы недисциплинированности ребенка – показатель личностного развития не только ребенка, но и родителя. Если удается с этим справиться, то сплоченность семьи, уровень доверия и понимания в детско-родительских отношениях поднимаются на более высокую ступень. Все – и младшие, и старшие – получают жизненный урок, хороший опыт.
- Если семья не справилась с проблемой – отношения между домашними, наоборот, ухудшаются, и родителям впоследствии потребуется все больший арсенал способов наказания.
Все виды наказания (их очень много) можно разделить на конструктивные и неконструктивные. Причем иногда (в разных ситуациях) один и тот же вид наказания может быть как адекватным, так и неадекватным.
Какие бывают наказания для детей?
- Тайм-аут, или ограничение общения
Родитель на какое-то время ограничивает взаимодействие с провинившимся ребенком. Ребенок должен сидеть на стуле и не вставать без разрешения.
Плюсы: наказанный имеет возможность прийти в себя и успокоиться, обдумать свой поступок.
Минусы: если долгое время не общаться с ребенком, он почувствует себя нелюбимым.
- Моральные санкции
Еще один популярный вид наказания. Включает порицание и осуждение.
Плюсы: у ребенка формируются нравственные представления о совершенном проступке, он начинает осознавать, что хорошо делать, а что плохо, учится понимать чувства и переживания других людей.
Минусы: если родители вместо осуждения конкретного проступка осуждают ребенка как личность, то этим они либо вызовут в нем агрессию, либо стойкое чувство вины. Ребенок будет знать, что виноват, но не сделает ничего для исправления: «Зачем, я же плохой, нет мне прощения!». Следствие – психотравмы, психосоматические заболевания.
- Повышение голоса
Рассмотрим, к каким последствиям приводит крик на ребенка. Каждый из детей индивидуален, и родители должны уметь ориентироваться, какое повышение голоса будет воспринято как выражение эмоций, а какое испугает.
Плюсы: в первом случае сын или дочь увидят, что мама и папа – живые люди, чувствующие страх, гнев, неприятное удивление, и повышенный тон будет для детей сигналом опасности.
Минусы: во втором случае, если не сдерживаться и кричать на ребенка слишком часто, и при этом оскорблять его, то это вызовет страх, и он научится либо не реагировать, либо расценит это как агрессию в свой адрес.
- Неадекватное наказание
При неадекватном наказании ребенок чувствует:
- страх (иногда переходящий в ужас и панику);
- боль (душевную, иногда физическую);
- унижение;
- вину;
- снижается самооценка, может быть чувство неполноценности, ощущение отсутствия любви со стороны родителей, а в дальнейшем – нелюбовь к себе;
- гнев (сначала на родителей, потом – на самого себя).
Адекватное наказание ребенка
Воспитывать ребенка, не наказывая его, довольно трудно и не всегда представляется возможным. Но выход есть. Адекватное наказание – это ограничение некоторых действий ребенка с целью пресечь нежелательное поведение, а заодно обучить сына (дочь) эффективным способам удовлетворения своих потребностей.
Этот вид наказания дает оптимальную возможность не кричать на ребенка, чтобы донести нравоучение, а дать ему поразмышлять над результатом собственных действий, осознать суть происходящего. Важно, чтобы ребенок сохранял чувство собственного достоинства и учился нести ответственность за свои поступки. Следующий раз, совершив ошибку, он сумеет самостоятельно устранить ее последствия, будет более дисциплинированным, понимая и принимая важность адекватного поведения.
При адекватном наказании ребенок чувствует:
- гнев (если родитель разрешает ребенку приемлемо выражать гнев, то потом он трансформируется в другие эмоции);
- печаль (по поводу того, что достижение потребности ТАКИМ путем не удалось);
- ощущает, что что-то идет не так… Проявляются интеллектуальные эмоции (например, смекалка: что сделать, чтобы исправить ситуацию);
- ожидает помощи от родителя.
Пример
Малыш (3 года) увидел красивую игрушку у другого малыша. Захотел с ней поиграть, попытался взять без разрешения. Второй малыш не поделился игрушкой. Первый стал бить второго с криками «Дай!!!».
Как должен отреагировать родитель первого малыша? Не орать на ребенка, а ограничить неприемлемые действия (избиение) – отвести в сторону или взять на руки, или крепко обнять. В этот момент маленький буян испытывает гнев, и еще некоторое время выражает эмоции, которые, скорее всего, сменятся печалью, досадой («хочу игрушку и не могу с ней играть»).
Родитель может усадить чадо на скамейку (тайм-аут) и в доступной форме объяснить ему суть происходящего (только факты, без оскорблений и унижений).
Так, взрослый должен рассказать, как следует вести себя, если понравилась чужая игрушка. Показать, как исправить неправильные действия (как вариант, извиниться вместе с сыном перед другим малышом). В таком наказании нет унижения детского достоинства, а есть ограничение поведения и поддержка.
Далее родитель должен подумать, как в дальнейшем предупредить подобное негативное поведение своего ребенка в похожих ситуациях (см. пункт Б выше).
Когда стоит наказать ребенка?
Наказание необходимо, когда ребенок совершает действия, способные нанести ущерб (физический или психологический) ему и другим людям. Когда знал правила поведения дома, на улице, но сознательно нарушил. Иногда это экспериментирование с запретами: а что произойдет, если я нарушу правила? А вдруг ничего не будет?
В любом случае, воспитывать важно, применяя адекватное наказание: устранить то, что сделал. Например, разбросал вещи – убрать, получил «двойку» – исправить хорошей оценкой. Так ребенок учится самостоятельному поиску верных решений и выходу из сложных жизненных ситуаций. В отдельных случаях реабилитация может проходить вместе со взрослым, если последний выступает эталоном для подражания.
Когда наказывать ребенка нельзя?
Ни в коем случае не наказывайте ребенка, если он:
- В силу возрастных или индивидуальных особенностей не осознает сути происходящего либо не знает правил (не понимает, как надо поступить в данной ситуации).
- Нечаянно совершил проступок и осознал.
- Совершил проступок и обратился ко взрослым за помощью.
- Имеет свою точку зрения на то или иное явление, и эта точка зрения отлична от родительской.
- Если говорит правду.
Когда идеальный образ ребенка в представлениях родителя не совпадает с реальным ребенком, большая ошибка со стороны взрослых пытаться переделать свое чадо («Ты должен быть спортсменом, а не художником, отличником, певцом, спокойным, активным, любить ВСЕХ наших родственников, быть похожим на меня во всем… Еще раз будешь смотреть по ТВ этот дурацкий футбол, который я не понимаю, накажу…»).
Профилактика наказания
У младших школьников появляется чувство долга. Им важно одобрение учителя. Если начинаются многократные нарушения дисциплины, то нужно искать причины во взаимоотношениях со сверстниками или с педагогом.
Бывает, что младший школьник нарушает дисциплину, потому что боится неуспеха в учебе. Может выступать в роли шута: кривляется, паясничает. Специально срывает уроки, чтобы быть наказанным за нарушение дисциплины, но только бы не чувствовать стыда за свою интеллектуальную несостоятельность.
Лучшая профилактика – не орать на ребенка, и уж тем более не бить, а искать причину плохого поведения (дети 7-10 лет знают, как себя вести – значит, надо устранять причину).
Нельзя игнорировать и детские кризисы (одного года, трех и семи лет; позже будут подростковый и кризис ранней юности). В психологических возрастных кризисах дети трудновоспитуемы.