Site icon Здоровые люди

Малыш и гаджет. Современные дошкольники в цифровой среде

гаджеты

Дети и гаджеты – тема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Как электронные девайсы и цифровые устройства вошли в нашу жизнь, так и она навсегда закрепилась в топе «вечных».

Цифровизация и информатизация коренным образом изменили не только жизнь человека. Они изменили его самого. Особенно ярко перемены проявляются в детях и подростках, поскольку внедрение электронных устройств в их жизнь протекает крайне стремительно. Многие современные дети без проблем осваивают секреты цифровых гаджетов еще до того, как научатся складывать слова в предложения. Но даже это не беда, а лишь ее половина. Основная проблема заключается в том, что внедрение цифровых устройств в жизнь наших детей происходит зачастую бесконтрольно.

Многолетний мониторинг использования электронных устройств современными детьми, который провели сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены, позволил установить неблагоприятные тенденции. О результатах мониторинга рассказала руководитель лаборатории Наталья Грекова.

Плюсы и минусы цифровизации

информатизация

Глобальная информатизация современного общества оказала влияние на все сферы жизни подрастающего поколения. Она изменила условия и подходы к образовательному и воспитательному процессам, но также внесла существенные коррективы в режим дня и структуру свободного времени детей и подростков.

– Надо признать, что интеграция современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс полностью отвечает требованиям социального запроса и дает очевидные преимущества, – комментирует Наталья Грекова. – В первую очередь, увеличивает образовательные возможности, обеспечивая широкий и мгновенный доступ к информационным ресурсам, визуализацию информации, интеграцию разных видов учебной деятельности и т.д. Вместе с тем цифровизация образования осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и является регламентированным процессом, контролируемым как администрациями учреждений образования, так и надзорными органами. Но что касается внедрения электронных устройств в досуг современных детей, этот процесс в настоящее время, увы, протекает стремительно и практически бесконтрольно.

В течение нескольких лет научные сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены изучали, как часто, долго и с какой целью современные дети используют электронные устройства. Исследование проводилось при помощи специально разработанной анкеты, содержащей также вопросы о возрасте начала пользования личным мобильным телефоном. В исследовании приняли участие воспитанники средних и старших групп (в возрасте 4-6 лет) учреждений дошкольного образования г. Минска и районных центров, посещавшие детский сад в разные временные периоды:

  • в 2003-2007 гг. (1 группа – 316 человек);
  • в 2007-2014 гг. (2 группа – 254 человека);
  • в 2022 г. (3 группа – 510 человек).

В детский сад – с мобильником

Анализ полученных данных показал, что уже в начале 2000-х годов 4,4% дошколят являлись владельцами личных мобильных телефонов. Во второй группе (следующее поколение дошкольников) примерно столько же детей (4,7%) имели собственные «мобильники». А вот на современном этапе (3 группа участников) количество детей, родители которых решили, что мобильное средство связи является необходимым в дошкольном возрасте, увеличилось более чем в 3 раза и достигло 17,5%.

В отличие от своих сверстников 2000-х годов современные дошкольники зачастую (9,6%) становятся владельцами личного планшета. Таких по результатам анкетирования – примерно каждый 10-й. Примерно у 6% детей детсадовского возраста в собственном распоряжении сразу два гаджета. В целом современными электронными устройствами ежедневно пользуется каждый пятый дошкольник (21,3%). Кроме того, по словам Натальи Грековой, в результате проведенного мониторинга было установлено, что 20,4% современных дошкольников становятся владельцами личных электронных девайсов в возрасте 4 лет!

– Безусловно, такое тотальное внедрение гаджетов в жизнь дошкольников практически полностью меняет структуру свободного времяпрепровождения, – говорит эксперт. – И без «жертв», к сожалению, не обходится. Установлено, что использование гаджетов сокращает, а иногда даже исключает из режима дня дошкольников такие обязательные компоненты, как прогулки на свежем воздухе, полноценный сон, двигательная активность…

Так, в ходе мониторинга выяснилось, что почти 45% дошколят, у которых есть электронные гаджеты, спят меньше 10 часов в сутки. Столько же детей проводят на свежем воздухе менее 1 часа в день (время прогулок на свежем воздухе в период нахождения в детском саду в расчет не принималось). Больше 55% детей, среди тех, кто имеет собственные гаджеты, никогда не спят дома днем…

Не все перемены к лучшему

Безусловно, и столь юный возраст, в котором дети приобщаются к электронным гаджетам, и количество экранного времени в ущерб прогулкам на свежем воздухе и подвижным играм являются факторами, предрасполагающими к развитию различных нарушений и расстройств.

Например, очевидна тенденция к увеличению распространенности среди дошколят функциональных отклонений органа зрения. Мониторинг показал, что при поступлении в детский сад те или иные проблемы со зрением были у 6% детей из 3-й группы участников исследования. За трехлетний период (до выпуска из детского сада) распространенность таких нарушений превысила 14%.

К сожалению, это свидетельствует о том, что нарушения зрения постепенно перестают считаться «школьно-обусловленной патологией», – говорит Наталья Грекова. – По последним данным, при поступлении в школу функциональные отклонения зрительного анализатора уже имеет каждый седьмой первоклассник.

Безусловно, решение проблемы сохранения здоровья современных детей требует комплексного подхода. Это должна быть совместная работа государства, учреждений образования и здравоохранения. Однако, что касается досуга и свободного времяпрепровождения дошкольников, главенствующая роль должна принадлежать родителям. Для этого им самим необходимо повышать грамотность в вопросах электромагнитной и информационной безопасности, воспитания культуры здоровья и формирования у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, считает эксперт.

Exit mobile version