Артистами не становятся, ими однозначно рождаются. Только вот найти свое место прирожденному артисту не всегда просто.
Как это бывает, «Здоровым людям» рассказали дрессировщики животных Белгосцирка Лилия Максименко и Андрей Ильин. Эта история о том, как важно не упустить свой кайрос – момент, когда сходятся в одном месте время и судьба.
Первое чудо. Белка
Жила-была девочка с красивым именем Лилия, и были у нее друзья. Однажды дети нашли на улице грязный, полуживой комочек. «Крыса, фу, крыса!» – стали кричать Лилины друзья. И только Лиля не побоялась взять несчастное существо на руки, рассмотрела внимательно и ахнула: да это же щенок!
Принесла находку домой. Малышка (оказалось, девочка) была в ужасном состоянии: множество блох, вся в болячках, из каждой болячки торчала блоха... К спасению бедолаги подключились взрослые. Отмыли, вывели блох, выходили, и со временем выросла очень красивая собака Белка, похожая на болонку, только крупнее.
Лилина судьба складывалась из невероятных событий и встреч, каждое из которых было похоже на чудо, и Белка стала первым из них.
Второе чудо. Мамин сон
Когда у Белки появились щенки, семья задумалась, как найти им новых хозяев – в однокомнатной квартире стало тесновато. Но время шло, а пристроить щенков не удавалось.
И тут маме приснился сон: будто бы Белкиных детей купят… в цирке. Мама восприняла сновидение как знак свыше и возражений слушать не хотела, велела дочери отправляться в цирк…
Лиле было 17, она была стеснительной и в затею с цирком не верила – наверняка там только посмеются над ней. Но с мамой разве поспоришь…
«Дрессировщицы в цирке сейчас нет», – так сказал охранник. Но пока девушка нерешительно топталась на месте, раздумывая, как дальше быть, артистка вдруг появилась, и Лиля с надеждой показала ей фото своих щенков. Та покачала головой: для ее номера собачки не нужны. В каждом номере есть свой образ, как его артист видит, и животных набирают соответственно этому образу.
«Собачки сейчас не нужны. Но мне нужна служащая для ухода за животными», – вдруг сказала дрессировщица. И предложила ездить с ней, работать, а заодно переселить всех четырех собак из однокомнатной квартиры, чтобы в свободное время репетировать свой номер. Перед взволнованной девушкой открывались головокружительные перспективы...
Лиля обожала цирк и животных, но была уверена, что попасть в него невозможно, ведь там только династии, а чтобы прийти вот так, просто с улицы, – даже мечтать не стоит.
Домашнего кота она научила печатать на машинке, когда еще в школу не ходила, а собаку дрессировала лет с восьми: служить, лежать. Однажды чихнула и заметила, что Белка потерла лапой морду. Девочка стала ее за это хвалить, дала угощение. Так и закрепили трюк: стоило скомандовать: «Плачь!» и тихонько подуть на нее, как собака начинала «вытирать слезы».
Потом заметила еще: если похлопать ногой по полу, питомица ложилась на бок. И они выучили команду «Умри».
В общем, с самого детства судьба намекала: быть Лиле артисткой. И второе чудо (мамин сон и встреча с дрессировщицей) случилось очень вовремя – девушка только окончила школу и все никак не могла определиться, чем заниматься дальше. Мама, правда, от решения дочери была не в восторге, но переубедить уже не смогла.
Стая
Так Лиля стала работать в цирке. В номере было много животных: медведи, собаки (несколько догов, пять долматинцев, доберман, французский бульдог), кошки, кролик, голуби. За ними надо было убирать, выводить гулять, готовить еду. Тогда, в середине девяностых, еще не использовали сухой корм, а чаще всего варили собакам каши – огромными кастрюлями, как в столовых. Получилось, что на занятия со своими щенками времени практически не оставалось.
– Вскоре мы поехали в Гомель на гастроли, и там стая собак сцепилась в вольере, – вспоминает Лилия. – Дрессированные собаки тоже дерутся! Это не один-два домашних песика – когда их много, это стая! У них свои отношения, свой лидер. И они сцепились. А я, 17-летняя, с ними одна...
Я влезла в вольер, кричала, звала на помощь, отчаянно пытаясь разнять этот клубок. Страшно не было, и даже в голову не пришло, что они могут наброситься на меня! Доги, помню, не нападали, а стояли в стороне и лаяли. Дрались долматинцы с доберманом.
Прибежали другие работники, мужчины разняли свору. Испугались очень, когда увидели на мне кровь, но оказалось, что это кровь собачья. Уже потом объяснили, как надо разнимать, если что... К счастью, больше я с таким не сталкивалась.
Бомбоубежище. Третье чудо
Вернувшись в Минск, девушка твердо знала, в чем ее призвание, и уже ничего не хотела слышать о том, чтобы быть кем-то другим – только артисткой, только в цирке. Очень хотела свой номер. Мама еще пыталась возражать, предлагать что-то, но дочь и слышать не хотела, ведь она больше не представляла своей жизни без манежа.
Она пробивалась сама. Вцепилась в свой шанс изо всех сил, обычная девочка «с улицы», не имеющая никого, кто бы замолвил за нее слово. Еще не было белорусского коллектива (его создали в 2004-м), но Лиля мечтала только об одном: получить помещение для репетиций.
В то время цирк размещался в старом здании, где был только один манеж, а под ним – бомбоубежище. И вот там выделили место юной дрессировщице. Счастливая, она отгородила вольер для собак в этом подземелье и наконец приступила к репетициям.
Денег не было вообще: у мамы с работой не ладилось, а сама Лиля еще толком не зарабатывала. Для репетиций покупала один батон в день – и себе подкрепиться, и собакам угощение за правильно выполненные трюки.
Позже директор договорилась с восточным рестораном через дорогу, и они стали отдавать мясные бульоны, чтобы каши собакам не на воде варить. Подарили пару коробок овсянки. Официально животных не могли поставить на довольствие, пока не было коллектива, но руководство поддерживало как могло.
Так и жили, пока не случилось в Лилиной жизни третье чудо.
Тогда в цирке работала программа Владимира и Людмилы Шевченко – народных артистов СССР и Украины, укротителей хищников. Однажды их служащие рассказали знаменитой дрессировщице про девушку, которая репетирует в подвале. Услышав Лилину историю, Людмила Алексеевна удивилась: «Как в подвале? Животные должны привыкать к манежу, это же купол, пространство! Можно отрепетировать номер в комнате, но выйти в манеж, и животные разбегутся! ».
И начались репетиции в манеже! Сбылась казавшаяся нереальной мечта...
А Людмила Алексеевна не только похлопотала за Лилю, но и стала ходить к юной дрессировщице на репетиции, подсказывать. Когда на зимних каникулах начались новогодние представления («елки»), животные работали по несколько представлений в день, уставали, дополнительные тренировки им были не нужны. Тогда заслуженная артистка стала свое время для репетиций отдавать Лиле.
(Продолжение следует.)
Фото Татьяны Столяровой.