Site icon Здоровые люди

Дислексия у ребенка и подготовка к школе. Советы психолога

Дислексия

Дислексия – это распространенная проблема обучения, которая проявляется специфическим расстройством чтения, при котором страдает восприятие информации.

«Моего ребенка отсадили на заднюю парту и не обращают на него внимания на занятиях».

«Сына выгоняют за дверь во время уроков ни за что». «Каждое утро у ребенка истерика перед школой, он не хочет туда идти».

«У моей дочки совсем нет друзей, она замкнулась в себе, сердце болит смотреть на это»…

Такими историями белорусских родителей пестрят комментарии под постами о дислексии. Для того чтобы школьная жизнь маленького человечка не превратилась в ад, родителям необходимо готовиться к школьным будням заранее, тщательно подбирая учителя (на каникулах — самое время). Как это сделать, рассказала Анна Давидович, клинический психолог, специалист в области нейропсихологии, кандидат психологических наук. Онлайн-лекцию организовала инициатива Dyslexia Belarus.

дети-дислексики

Что такое дислексия?

В понятие «дислексия» включают проблемы, связанные с письменной речью: проблемы с овладением навыком чтения и письма; проблемы с грамотностью и овладением арифметикой; проблемы, связанные с нарушением моторики и координации; проблемы с поддержанием внимания.

В мире дислексией страдает в той или иной форме каждый десятый человек. 90 % детей при ранней диагностике и своевременной коррекции могут продолжать обучение в обычной среде. Дислексия и схожие диагнозы не связаны с уровнем интеллекта, это особенность нейрофизиологического развития. Дети-дислексики описывают, что буквы перед ними буквально прыгают на строчках, переворачиваются, раскладываются в различные комбинации. Понять написанное чрезвычайно сложно. Именно поэтому дислексик не может бегло читать и понять прочитанное. Это вызывает насмешки у одноклассников, приводит к социальной изоляции ребенка…

Кроме того, дислексики часто плохо ориентируются в пространстве, у них нарушена координация движений (неуклюжие), имеют проблемы с поддержанием внимания. Витает в облаках на уроке — это про них.

Несмотря на такие очевидные трудности, дислексиков часто отличает нестандартный подход к решению ситуаций. А среди людей, страдавших от такой проблемы, много по-настоящему талантливых. Уолт Дисней, Агата Кристи, Том Круз, Квентин Тарантино, Ганс Христиан Андерсен, Билл Гейтс. Все эти люди достигли успеха вопреки сложностям с обучением!

Как наладить школьную жизнь ребенку с дислексией?

Во многом судьба таких детей зависит от отношения и поведения родителей. Что же советует мамам и папам таких детей психолог?

  • Принять своего ребенка.

Анна Давидович: «У каждого из нас были свои представления о ребенке: каким он должен быть, кем стать в будущем. Постепенно, когда мы осознаем его проблемы и ограничения, они как будто выходят на первый план. Как будто вот то, что он имеет проблемы с чтением и учебой, и определяет его личность. Но это не так! Ребенок не равно болезнь. Порой об этом надо вспоминать даже самим родителям. Учеба — не единственная сфера жизни. Поверьте, родители так называемых нормотипичных детей тоже имеют свои переживания по их поводу: «слишком рыжий», «не спортивный», «медлительный» и т. д.».

  • Отказаться от стереотипов.

Анна Давидович: «Идея о том, что все обязательно должны получать высшее образование, на мой взгляд, губительна. Есть профессии, которые востребованы и для которых вполне достаточно среднего специального образования. Дети, которые не могут полноценно получить информацию из текста, зачастую очень изобретательны. Многие родители говорят о том, что используют аудиокниги. Кроме того, существуют специальные интерфейсы, приложения, которыми могут пользоваться дислексики. В конце концов, образование нам нужно для того, чтобы научиться извлекать информацию».

  • Найти своего учителя.

Анна Давидович: «При выборе школы и учителя лучше руководствоваться не престижностью учебного заведения, а моральными, душевными качествами учителя. Пусть это будет не самый прославленный педагог, но который с любовью относится к детям, готов работать над ситуацией. Учителя-достигаторы, нацеленные на высокие результаты и подготовку олимпиадников, не самый лучший вариант».

  • Быть активным родителем.

Анна Давидович: «Если не мы, то кто же еще поможет нашему ребенку? Отсидеться здесь не получится. Придется быть активным родителем: стать участником родительского комитета, откровенно обратиться к мамам и папам одноклассников. Не секрет, что отношение детей к ребенку зависит во многом от того, как преподносят информацию о нем взрослые: родители, учитель. Можно попросить в конце родительского собрания уделить вам несколько минут и поделиться с родителями тем, с какой ситуацией столкнулась ваша семья, в чем сложность обучения для вашего ребенка. Объясните, что будете благодарны за сочувствие и понимание. Возможно, откликнутся не все, но есть шанс, что некоторые люди вас услышат».

  • Найти сильную сторону ребенка.

Анна Давидович: «У каждого ребенка свои способности. Разве вы не знали в школе мальчишек, которые хуже всех учились, но лучше всех играли в футбол? Кто-то отлично рисует, кто-то поет, крутит спиннер быстрее всех и т. д. Важно, чтобы ребенок вошел в класс с ситуации успеха. Можно попросить учительницу заострить внимание на способностях ребенка перед всем классом или вызваться организовать, например, фестиваль талантов. Цель — показать, что ваш ребенок-дислексик умеет действовать эффективно».

  • Помочь ребенку завести друзей.

Анна Давидович: «Мамам приходится подключаться даже в таком вопросе, иначе шансы на то, что уникальность вашего ребенка рассмотрят, малы. Например, каждый день, когда я забирала сына из школы, то приходила ко времени, когда дети после уроков играли на улице, и предлагала ребятам сыграть в «Али-Бабу» или другие групповые игры. Постепенно одноклассники уже спрашивали у сына, когда же его мама за ним придет. Вот так, через меня, он нашел друзей».

  • Быть в сотрудничестве со школой.

Анна Давидович: «Во многих школах есть пункты, куда можно обратиться за помощью дефектолога. Хороший вариант — дополнительные занятия после уроков».

  • Подключить папу.

Анна Давидович: «Мамы так устроены, что всегда готовы защищать своего ребенка, даже если на него еще никто не нападал. Папы в этом смысле более хладнокровные и деловые. Возможно, к решению некоторых школьных вопросов лучше подключить мужчину».

  • Не давить на учителя критикой и советами.

Анна Давидович: «Родителям важно помнить: учитель не хочет причинить ребенку вред (всякие истории случаются, но это единичные случаи). Те ошибки, которые может совершить педагог, происходят от незнания. Учителя в целом не имеют знаний по дефектологии, а проблема дислексии стала подниматься в Беларуси только-только. Старайтесь общаться с педагогом уважительно. Спрашивайте совета, а не поучайте. Не трясите победоносно какой-то новой методикой или тем, что вы знаете из гугла. Дайте учителю время освоиться, постарайтесь говорить в тоне сотрудничества. Если контакт найти совсем не удастся и ребенок будет очень страдать, лучше сменить школу».

  • Создавать ребенку комфортную обстановку дома.

Анна Давидович: «Дом — тихая гавань для вашего ребенка. Поверьте, во внешнем мире у него достаточно проблем. Дома как можно чаще он должен получать ситуации успеха: вымыл посуду, помог в чем-то. Все это важно замечать и ценить в ребенке».

Дислексия становится частой проблемой во всем мире. Распространение информации об особенностях обучения и взаимодействия с такими детьми — важный шаг для помощи родителям и педагогам. А главное — самим детям, которые получают шанс на счастливое детство без ярлыков.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Exit mobile version