По интересному совпадению или задумке организаторов встреча с Максимом произошла на третьем Международном форуме «Театр и аутизм. Вопросы и ответы». И оказалось, что форум этот вышел далеко за рамки разговоров только лишь про аутизм.
В фокусе внимания оказались все люди с особенностями развития и проблемы их инклюзии в общество. Ради мероприятия Максим специально приехал из Гродно на маршрутке.
Особенные люди – жизнь аутистов
— А можно мне латте?
— Конечно, — дружелюбно отвечает паренек. Улыбается и протягивает чашку. И только в этот момент я понимаю, что он... другой. Как говорят, с особенностями физического развития.
Подрабатывать на кейтерингах (выездное обслуживание) в качестве бариста Максиму Аврамчикову очень нравится. Прежде всего из-за общения с людьми. Ну и, конечно, это способ заработка к скромной пенсии по инвалидности.
— Кто-то пугается, кто-то восхищается. Реакция у людей разная. Я уже к этому привык, — говорит Макс.
«Я — нормальный»
Максиму Аврамчикову 23 года. Парень живет в Гродно, вырос в интернате. Поэтому самая большая мечта Макса — создать семью, вырастить детей и отдать им то тепло, которого так не хватило самому.
— Почему-то мне кажется, что я буду хорошим папой, — смущается он.
Свой диагноз он не помнит — слишком длинный. Знает только, что у него «деформация верхних и нижних конечностей и что-то с ростом».
— То, что я отличаюсь от других, остро осознал уже ближе к подростковому возрасту, когда парни стали интересоваться девушками, — рассказывает Максим. — Сначала очень переживал. Потом понял: все зависит от головы. Как настроишься, так и будешь себя чувствовать. Если будешь ныть, все будет плохо. И наоборот: поверишь, что нормальный, — и все будет хорошо. А я и есть нормальный. Да, с особенностями. Но в целом со мной все в порядке.
Это убеждение помогло Максиму освоить профессию технолога обувного производства. Максим окончил Гродненский технический бытовой колледж. И у него появилась мечта.
— В колледже нас учили создавать обувь. Я порой рисовал ее, моделировал. Думаю о том, чтобы получить высшее образование в этой сфере и начать делать обувь для людей с ограниченными возможностями. Ведь для нас ботинки делают очень качественные, кожаные, но ведь они такие тяжелые. И все однотипные. Скажу честно: свою бесплатную пару туфель я просто выбросил. Они настолько тяжелые, что ходить в них не могу. Ношу обычные кроссовки. Они мне велики, но легкие и удобные. Хочу заниматься обувью для людей с инвалидностью и делать ее красивой.
Увлеченность и жизнерадостность Максима помогают ему заводить друзей. Была и любимая девушка, абсолютно здоровая. «Долго и счастливо» с ней не получилось, но парень не унывает и считает, что главное — не зацикливаться на проблемах.
На курсы бариста Максим случайно попал год назад через свою знакомую. Интересно стало, получится ли. Увлек и сам процесс: история кофе, разные способы приготовления. На мероприятия парень готов ездить во все уголки Беларуси сам.
— Поезда не очень люблю, а вот на маршрутках езжу часто, — говорит Максим. — Порой водители не очень любят инвалидов среди пассажиров. А в целом люди очень доброжелательные: помогают и зайти в микроавтобус, и спуститься со ступенек.
«Основная проблема — работа»
Таких активных ребят, как Максим, довольно много. Курсы бариста прошли уже 50 человек по всей стране. Однако реально работают всего 4! Проблема в менталитете работодателей. Многие убеждены, что люди с особенностями не могут полноценно трудиться.
Новое общество — без ограничений
Об интеграции в общество людей с физическими и ментальными особенностями говорили на третьем Международном форуме «Театр и аутизм. Вопросы и ответы».
Как уберечь таких людей от стигматизации? Как изыскать возможности для получения профессии и трудоустройства? Как преодолеть психологический барьер между «здоровыми» и «особенными»? Одним из самых эффективных путей может стать... искусство. А именно — театр. Это и стало одной из важнейших тем для обсуждения экспертов. Также в центре их внимания оказался опыт инклюзии в семейных и обычных классах, особенности создания инклюзивного пространства и возможности альтернативного образования в Беларуси.
Спикерами выступили: сооснователь и программный директор образовательной инклюзивной студии Studio 3/4 Марина Крисов (Тель-Авив), директор реабилитационного центра Lootus Onnele Анна Микконен и магистрант факультета педагогических наук Таллинского университета по специальности спецпедагог-консультант Ольга Нигровская (Таллин), художественный руководитель Семейного инклюзив-театра «i» Ирина Киселева (Минск), а также студенты, родители, педагоги, представители cферы образования и здравоохранения, общественных объединений и организаций, которые занимаются созданием и развитием инклюзивных практик и театротерапии.
Пока специалисты обсуждали, какой же быть инклюзии и в каком виде ее лучше создавать, Максим и его коллега (об этой замечательной девушке мы расскажем в следующем материале) с улыбкой готовили кофе гостям. И, пожалуй, это лучшая иллюстрация того, что наш мир все-таки меняется, расширяется. И становится более уютным для тех, у кого есть цель, желание и мечта. Дело ведь не только в особенностях тех, кто имеет группу инвалидности, а в ограничениях остального общества.
Фотографии предоставлены компанией А1 и взяты из личного архива Максима Аврамчикова.