Эффект, который производит на зрителя ирландский танец, сродни гипнозу: от него невозможно оторваться и ему невозможно противостоять. Энергия, ритм, динамичность, задор, многократно усиленные самобытными переливами кельтских мотивов, возвели хореографию ирландского танца в ранг волшебства, которое хочется не только созерцать, но и быть частью его самого.
Волной «ирландомании» мир буквально накрыло после фееричного выступления Майкла Флэтли, короля ирландского танца, в паре с Джин Батлер на конкурсе песни «Евровидение-1994» в Дублине. Немного с опозданием, но эта волна докатилась и до Беларуси.
Легенды и тайны ирландского танца
История ирландского танца такая же глубокая и эффектная, как его хореография.
В летописи зафиксировано несколько этапов его развития. Так, в 11 веке впервые встречаются упоминания о фешах (feis), встречах ирландских крестьян в выходные и после трудового дня в течение недели, которые помимо стандартного общения были щедро сдобрены песнями и танцами. К слову, понятие «феш» до сих пор традиционно используется в качестве обозначения соревнований и фестивалей ирландского танца.
В исторических хрониках 15-16 столетий сохранены для потомков непосредственно описания движений, свойственных ирландской хореографии. В них легко угадываются в том числе зачатки сетовых танцев с большим количеством участников. Сегодня эта разновидность ирландской хореографии известна как народный (социальный) танец.
Статичность корпуса по некоторым легендам связывают также с необходимостью конспирации (движения руками могли бы выдать танцоров) и массовостью вечеринок, когда места было настолько мало, что это вынуждало танцоров в буквальном смысле держать руки при себе.
От соло к сету. Разновидности ирландских танцев
В начале прошлого века Гэльская Лига, организация, созданная с целью оберегать и популяризировать ирландскую национальную самобытность – от языка до культурного наследия, – четко стандартизировала ирландские танцы.
Сейчас выделяют четыре основные группы:
- Сольные. Как понятно из названия, исполняются в одиночку. Их отличает полная неподвижность верхней части туловища, рук, головы.
- Групповые (Кейли). В них задействованы от 4 участников и больше. Основное условие – группа танцоров должна состоять из четного количества. Кейли характеризуются синхронностью движений танцоров, их четким взаимодействием при перестроениях. Хореография также предусматривает движения руками. На данный момент насчитывается более 30 разновидностей кейли.
- Фигурные. К этой группе относятся постановочные танцы с участием 2 и более танцоров. Хореография включает как традиционно ирландские, так и современные элементы.
- Народные (социальные). Собственно, именно танцы этой группы и являются прародителями современного ирландского танца во всех его проявлениях и многообразии. Их танцуют соло («шан-нос»), в паре или группами («сеты»). Элементы танца более простые в сравнении с другими разновидностями ирландской хореографии, но это отнюдь не делает их менее зрелищными и экспрессивными.
Ирландские танцы различают также по видам музыкального ритма (размера), среди которых выделяют:
- джигу (преимущественно женский танец в музыкальном размере 6/8, 9/8, 12/8);
- рил (наиболее экспрессивный танец, требующий от исполнителя отличной физической подготовки и выносливости. Выполняется в музыкальном размере 4/4);
- хорнпайп (чаще исполняется мужчинами в жесткой обуви в музыкальном размере 2/4 и 4/4).
Степу – харды, кейли - софты
Ирландский танец делают ноги. Соответственно, на них ложится основная нагрузка. Без специальной обуви не обойтись. Как бы странно ни звучало, но качество танца во многом зависит не только от умения исполнителя, но и от того, во что обуты его ноги. В ирландском танце, пожалуй, как ни в одном другом, это влияние чувствуется особенно. Здесь обувь не только «бережет» стопу, но и обеспечивает правильность ее постановки, а также дает звук – неотъемлемую часть степовых разновидностей ирландского танца. Не будет преувеличением сказать, что в данном виде искусства обувь – продолжение ноги танцора.
Выделяют два типа обуви для ирландских танцев: мягкую («софты», «ирландки») и жесткую («харды», «степовки»).
Классическая мягкая обувь отдаленно напоминает балетки, изготавливается из кожи матового черного цвета, имеет характерную шнуровку и тонкую подошву, изготовленную также из гладкой кожи или замши. В «ирландках» (так еще называют между собой мягкую обувь танцоры) исполняют сольные танцы, имеющие обозначение Soft (от англ. – мягкий), кейли, а также фигурные, но только на соревнованиях. В мягкой обуви есть разделение на женские и мужские модели.
Издержками относительной новизны ирландского хореографического искусства для Беларуси является тот факт, что приобретение специальной обуви для занятий и выступлений может вызвать определенные трудности. Если «ирландки» можно изготовить на заказ, то степовки придется поискать за пределами страны. Правда, ехать за границу для этого тоже не придется. Выручит онлайн-торговля, предпочтение специализированным магазинам, торгующим танцевальной экипировкой. Многие продавцы готовы на пересылку товара за пределы своей страны.
Начинающим танцорам позволительно тренироваться в чешках и балетках, а постигать азы степа – в кроссовках. Тем не менее, для перехода на качественно иной уровень без специальной обуви не обойтись.
Костюм в ирландском танце также играет значительную роль. Яркий, запоминающийся, с симметричными кельтскими узорами и орнаментами, он является не только нарядом для публичных выступлений, но и частью самого танца. Для девушек – это короткие пышные платья и юбки, открывающие красоту движений ногами. Массовый пошив одежды для ирландских танцев исключен по сути – отчасти это элемент самовыражения танцора, подчеркивающий его индивидуальность и авторский почерк движений. Соответственно, стоимость одного костюма может достигать нескольких сотен, а то и тысяч условных единиц.
На тренировках же вполне достаточно юбок или шорт, обязательно открывающих ноги. Это необходимо и для удобства танцора, и для тренера, который следит за правильностью выполнения элементов.
7 причин станцевать джигу
Постичь искусство ирландского танца самому сложно. Во всемирной сети достаточно разнообразных мастер-классов по основным элементам. И тем не менее, выученный дистанционно ирландский танец останется достижением для «внутреннего пользования».
Если вы желаете большего, придется идти в студию или школу. Только под руководством опытного тренера можно добиться правильной техники исполнения и стать частью того самого волшебного действа, имя которому «ирландский танец».
Ирландские танцы
- Стройные крепкие ноги. Специфика ирландских танцев такова, что хотите вы того или нет, но стройные, красивые и сильные ноги вам обеспечены. Благодаря тренировкам, укрепляется стопа и весь голеностопный сустав в целом, «качаются» икроножные мышцы. Стройности и рельефности ваших ног от бедра до кончиков пальцев будут завидовать все.
- Царская осанка и грация. Привычка держать голову прямо, плечи раскрытыми и чуть отведенными назад при исполнении номера, обеспечит вам идеальную осанку и грациозность и в повседневной жизни.
- Красивые руки. Даже если вы этого не видите, руки участвуют в каждом ирландском танце, включая тот, где верхняя часть туловища абсолютно недвижима. Мышцы находятся в постоянном напряжении и работают не меньше ног, а все ради того, чтобы держать руки на одном уровне. Это довольно сложно и энергозатратно, несмотря на кажущуюся простоту. Именно благодаря статике в напряжении укрепляется плечевой сустав, кисть и предплечье, мышцы приобретают рельефность.
- Контроль над весом. Медленный и плавный – это точно не об ирландском танце. Он всегда динамичный, заводной, энергичный. Это само по себе положительно сказывается на фигуре. Обилие прыжковых элементов гарантирует при правильности их выполнения интенсивную тренировку практически всем группам мышц: спины, пресса, рук, ног. Как тут не стать стройным и подтянутым?!
- Чувство ритма. Чего-чего, а ритма в ирландской хореографии, хоть отбавляй. Собственно, на нем все и построено. Большое заблуждение полагать, что чувство ритма необходимо только людям, имеющим отношение к музыке. Искусство владеть ритмом развивает координацию движений, умение управлять своим телом, приучает к дисциплине, порядку и последовательности. Как ни крути, а качества даже для жизни вне танца совсем не лишние.
- Общение и командный дух. Изначально в основе ирландских танцев заложен дух соперничества, стремление быть лучшим. Групповые танцы в этом смысле дают прекрасную возможность развить чувство локтя, работать с напарниками в унисон, как единое целое. Таким естественным образом развиваются коммуникабельность и командный дух.
- Легкий способ быть счастливым. Если учитывать то, что при любой физической активности в крови человека повышается уровень эндорфинов и таким же чудесным свойством обладает музыка, ирландские танцы – прямой путь к счастью.
Знаете ли вы, что:
- изначально в соревнованиях по ирландским танцам принимали участие только мужчины. И сегодня, несмотря на то, что все ограничения давно сняты и забыты, состязания между танцорами-мужчинами собирают гарантированные аншлаги
- Майкл Флэтли, непревзойденный король ирландского танца наших дней, является еще и дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса. Первый раз он попал в нее в 1989 году, как человек, совершивший в танце наибольшее количество движений ногой в секунду – 28. В 1998 году Майкл Флэтли улучшил собственный рекорд, совершив за секунду 35 движений ногой!