Site icon Здоровые люди

О чем «просит» головная боль у детей? Причины, виды, помощь

«Как может голова болеть? Это же кость!» – шутим мы порой. И пребываем в уверенности, что головная боль – «удел» взрослых. На самом деле 80 % неврологических жалоб у подростков связаны как раз с тем, что во время перестройки организма, с учетом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок, юноши и девушки страдают от головной боли. Бывает она и у грудничков, и у детей младшего школьного возраста.

Чем вызваны головные боли у детей? Всегда ли нужно обращаться к врачу? Не провоцируют ли ситуацию дополнительные нагрузки? Об этом мы спросили детского невролога медицинского центра «Любимый доктор» Елену Разнорович.

Идем в разведку. Какими бывают головные боли?

Вегетативные

Чаще всего встречаются у подростков и связаны с разбалансировкой вегетативной нервной системы. Той, которая отвечает за слаженную работу всех органов и систем. Усугубляется ситуация наследственным фактором, перегрузками, внешними причинами (например, при перепадах атмосферного давления, смене погоды).

 
Елена Разнорович
Детский невролог медицинского центра «Любимый доктор»
При вегетативной дисфункции головная боль – один из симптомов. Вдобавок к ней целый букет жалоб: метеозависимость, головокружение, колебание давления, повышение температуры до субфебрильных цифр, влажные или сухие ладошки и т. д.

Где болит? В разных частях головы (лоб, висок, темя). Боль может быть разной по характеру (пульсирующая, давящая, колющая), связана или не связана с временем суток, различная по своей интенсивности (от легкой до выраженной).

Причина. Предрасположенность к вегетососудистой дистонии передается по наследству. Но реализуется ли она в выраженное состояние, зависит от многих факторов: образа жизни, сильных стрессов и т. д.

 
Елена Разнорович
Детский невролог медицинского центра «Любимый доктор»
Как говорили старые неврологи, со своей головной болью нужно подружиться. А значит, изучить особенности работы своей вегетативной системы, прогнозировать провоцирующие ситуации. Со временем дети этому учатся.

Мигренозные

Очень интенсивная доминирующая головная боль. Определить, что ее спровоцировало, дети, как правило, затрудняются.

Где болит? Чаще всего односторонняя, но в детской практике может не иметь четкой локализации. Бывает пульсирующая, распирающая, практически всегда сопровождается тошнотой, свето- и звукобоязнью. Нередко – рвотой, которая приносит облегчение. Затем следует глубокий сон от 2 до 5‒8 часов. Ребенок просыпается полностью здоровым.

Причина. Теорий возникновения мигрени много. Но все они сводятся к единому мнению: в развитии таких состояний всегда имеет место наследственность.

Головная боль напряжения

Такая боль не беспокоит ребенка, когда он отдохнувший, у него снижены нагрузки. Не совмещена с другими признаками. Является одной из первых и основных жалоб. Но при этом ребенок может отвлекаться, играть, смотреть телевизор. По шкале от 1 до 10 интенсивность – 5.

Где болит? Головная боль давящего или сжимающего характера, по типу обруча. После отдыха проходит. Чаще бывает во второй половине дня (после 2–3-го урока и дальше, во вторую половину недели и дальше). На каникулах и выходных, как правило, не беспокоит.

Причины. Интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки.

После школы — кружок. Нужны ли дополнительные занятия?

Сталкиваясь с проблемой перегрузок у детей, родители нередко стоят перед выбором: нагружать ли и без того занятого в школе ребенка дополнительными занятиями? Ответ специалиста однозначный: да.

 
Елена Разнорович
Детский невролог медицинского центра «Любимый доктор»
Доказано: чем больше ребенок занят, тем лучше он организован и тем выше его успеваемость. Бывает, что дети говорят: танцы или спортивная секция мешают учиться. Мол, если бы не ходил туда, то лучше бы справлялся с уроками. Практика показывает, что это не так. Как только ребенок прекращает заниматься в секциях, «сползает» и учеба. Дело в том, что детский мозг пластичный. Когда школьник знает, что ему на уроки отведено всего полтора часа, он сосредотачивается и выполняет всю «домашку» за это время. Если времени много, то на те же задачи может уходить и по 5 часов, с перерывами на планшет, телевизор и т. д. Дети должны быть заняты, но в хорошем смысле: тем, что им полезно и доставляет удовольствие. По моему мнению, это должны быть противоположные по нагрузке виды занятости. Если в школе они получают в основном интеллектуальные нагрузки, то альтернативой должны быть секции с физической активностью. Напряжение нужно сбрасывать. Если при таком ритме нагрузки (школа плюс секция) головные боли сохраняются, значит, кружок подобран неправильно.

Когда без врача не справиться?

Когда же головная боль должна стать поводом для обращения за медпомощью?

  • Если головные боли не имеют четких причин (ребенок не болеет с температурой, не готовится к экзаменам, не было никаких ссор или происшествий, которые бы вызывали сильные переживания);
  • головные боли частые (несколько раз в неделю);
  • головные боли мешают привычной жизни.
 
Елена Разнорович
Детский невролог медицинского центра «Любимый доктор»
За любой головной болью может прятаться какая-то опасная для жизни ситуация. Поэтому мы рекомендуем дообследование. Должна быть проведена нейровизуализация (МРТ) головного мозга с ангиопрограммой для уточнения состояния сосудов головного мозга, исключения аневризм, патологических образований. Ребенок должен быть обследован соматически, чтобы выяснить, что эта головная боль не имеет отношения к сопутствующим педиатрическим соматическим проблемам, например гастриту, анемии, скрытому сахарному диабету, остеохондрозу, неоткорректированному зрению. Начать эту цепочку можно и с педиатра. Но, пожалуй, только невролог может сразу определить, требует ли головная боль срочной госпитализации (как, например, при менингите), экстренного дообследования или можно проводить диагностические мероприятия в спокойном режиме.

Лечим головную боль... режимом

Народные средства

Помогают при болях, которые связаны с образом жизни, нагрузками. Лучше, чем сам человек, боль не почувствует ни один доктор. Кому-то приносит облегчение холодное полотенце на лоб, кому-то просто отдых. Некоторым помогает горячий сладкий чай.

Режим дня

Правильная организация жизни ребенка – 50 % успеха в лечении головных болей. Ни одна таблетка не сможет помочь, если чадо «зависает» в гаджетах до двух ночи, а в семь утра еле-еле просыпается и идет с тяжелой головой в школу.

Что назначит невролог?

  • Препараты, регулирующие работу вегетативной нервной системы и снимающие психоэмоциональное напряжение;
  • витамины группы В;
  • сосудистые препараты (снижают мышечное напряжение), венотоники;
  • физиотерапевтические процедуры и др.

Для каждого ребенка подбирается индивидуальная схема лечения в зависимости от сопутствующих жалоб.

Головная боль — призыв души?

 
Елена Разнорович
Детский невролог медицинского центра «Любимый доктор»
Головная боль – это сигнал. Если мы сделали МРТ и там все чисто, значит, это призыв души. Часто ребенок таким образом сообщает: обратите на меня внимание, любите меня. Мозг болеть не может, у него нет рецепторов, болит стенка сосуда, потому что она спазмировалась от стресса. И здесь важно выявить его причины. Наравне с неврологами детские, семейные психологи – базовые специалисты при работе с головными болями. Есть такие дети, которым хорошо в больнице, они там отдыхают и не испытывают никаких жалоб. А дома картина повторяется. Причин здесь может быть множество. От того, что ребенку плохо дома, до того, что он просто спасается от излишней нагрузки и ответственности: «Я же больной». Головная боль может быть многоликой. Иногда родители готовы платить любые деньги за таблетки и процедуры, без конца укладывая ребенка на курсы лечения, вместо того, чтобы решиться на курс семейной психотерапии. В комплексе с неврологическим лечением она дает хороший результат.

Если головная боль стала часто беспокоить вашего ребенка, не стоит отмахиваться. Причин ее проявления может быть множество: от соматических проблем до сильного стресса. В любом случае это призыв о помощи, который нельзя игнорировать. Если головная боль стала постоянным спутником, с ней надо научиться «дружить». В этом готовы помочь детские специалисты.

Exit mobile version