Site icon Здоровые люди

Как попасть в цирк со служебного входа и остаться там навсегда. Часть 3

О цирковом закулисье и своем пути к мечте «Здоровым людям» рассказали дрессировщики животных Белгосцирка Лилия Максименко и Андрей Ильин.

(Окончание. Начало здесь.)

Лилия, Линда и щенки

Дрессировщица с собаками в цирке

В Беларуси семья осела в 2009-м, уже в расширенном составе: к тому времени родился второй сын Андрей. Купили пару бобтейлов, у них появились щенки.

Это очень тяжело и к тому же дорого. Не представляю, как люди разводят для продажи, — удивляется Лилия. — Я принимала роды, резала пуповины, снимала со щенков пленочки... В теории собака сама должна это делать, а наша Линда почему-то не стала. Даже не вылизывала их. А если щенка не вылизывать, то он первых 10 дней не может сам сходить в туалет, я узнала об этом случайно! Намучилась тогда… Круглосуточно надо было ухаживать за восемью щенками. Хорошо хоть Линда их кормила сама. И то одного щенка случайно придавила... Так я узнала, что нельзя разрешать кормить сидя.

И как раз начались многочисленные новогодние представления — одно за одним, с утра до вечера. Это стало хорошим испытанием на прочность! Дрессировщики с Линдой и щенками, с Андрюшей, которому еще года не было, почти каждый день ездили в цирк. Чтобы как-то помочь, руководство выделило им гримерку на первом этаже. А щенкам уже не хватало молока, приходилось неоднократно в течение дня дополнительно готовить им кашки и подкармливать…

То время артисты вспоминают как тяжелое, изматывающее, наполненное хронической усталостью. Откуда только брались силы работать! Семилетний Лев помогал как мог: пока родители выступали, присматривал за братом, катал его в коляске по фойе.

Когда четвероногие малыши немного подросли, супруги решили оставить себе двоих, остальных продать. Но процедура эта длительная. Продавались они постепенно, по одному и дохода не принесли, поскольку очень много средств уходило на их содержание: нужно было оплачивать участие в выставках, рекламу, специальный корм. Расходы огромные. Купили ковровое покрытие, чтобы лапы не разъезжались по кафелю, иначе могут быть подвывихи. Витамины для суставов: бобтейлы — большие собаки, растут быстро, и витаминов надо много, к тому же дорогих. Прививки, паспорта, документы, членство в клубе, клеймо на ухе... Питание нужно хорошее, чтобы собаки развивались правильно.

Артистка убеждена, что все собаки обязательно должны получать прививки.

До сих пор перед глазами стоит мужчина, который плакал, когда его собаку забирали на усыпление, потому что ее в лесу укусила лисица. Собака не была привита от бешенства. Он рыдал и умолял посадить ее на карантин. А в ветклинике с ним это даже обсуждать не стали. Лисы — переносчики бешенства, и это единственная болезнь, причем смертельная, передающаяся от животного к человеку. Есть и другие смертельные болезни у собак, та же чумка — выживают единицы, но качество их жизни оставляет желать лучшего... Прививки обязательны!

Сражение с болезнью

Однажды Линда заболела. Тяжело. В шестилетнем возрасте у нее появились опухоли на груди, и операции избежать не удалось: удалили все молочные пакеты справа, шов был от горла до хвоста. Тогда же стерилизовали.

Бобтейлы очень умные животные, с высоким интеллектом. Лилия не отходила от своей любимицы ни на шаг, сильно переживала, как за родного человека. К счастью, онкологическое заболевание удалось остановить, но на фоне этого стресса у Линды развился атопический дерматит, который через время проявился вновь, да так, что думали, не выживет...

Было страшно. С лап слазила кожа, собака не могла ни подняться, ни ходить. Чтобы переместить 40-килограммовое животное, подкладывали под живот простыню и за края практически несли. Хорошо, что в цирке все очень грамотно оборудовано. Собачник расположен на нулевом этаже вровень с улицей, и нет ступенек, только небольшой пандус. Рядом с собачником мойка: отдельная комната с душем и сливом в полу, где удобно мыть животных, в отличие от ванны.

Не сразу, но удалось подобрать лекарство, которое подействовало.

Она как человек, все-все понимает, смотрит, только не разговаривает. Говорят, что у собак интеллект трех-пятилетнего ребенка. У бобтейлов точно не меньше пятилетнего! — уверена Лилия.

Дети закулисья

Жизнь цирковых детей, конечно, отличается от жизни их сверстников. Когда родился Лев, Андрей-старший был с гастролями в Японии и вернулся, когда сыну было три месяца. Ребенок вырос среди животных: ползал в их компании, ходить начал с ними (правда, хоть его и окружали в основном собаки, сейчас больше любит котов).

Андрюша с двухмесячного возраста в цирке, и это прирожденный дрессировщик. Ездил с родителями на гастроли в Эстонию, Венгрию на весь сезон (с весны по осень). Провели пять месяцев в Литве, и там произошел интересный случай.

У цирковой обезьянки родился малыш. Всех предыдущих своих детенышей она загрызала, а в этот раз дрессировщику удалось забрать кроху. Узнав, что у приезжей артистки грудной ребенок, решил обратиться с необычной просьбой — поделиться молоком. И Лилия не отказала, стала отдавать малютке бутылочки со спасительной пищей... Обезьянку выходили.

Путешествовать между городами и странами с детьми тяжело — это только в фильмах все сидят в купе и дружно поют песни. А если нужно преодолеть расстояние от Красноярска до Владивостока, то пять дней в поезде с активным двухлетним малышом — непростое испытание. Но, как правило, цирковые стараются друг другу помогать.

Наши герои с теплотой вспоминают, как долгой дорогой на выручку приходили кенийские акробаты. В Кении, как правило, семьи многодетные, у каждого дома осталось по 10–12 братьев и сестер, там с малышами умеют обращаться. Они и поиграют с ним, и порисуют, и попоют. Такие хорошие няньки!

Смертельный номер

Андрей и Лилия работали с разными животными. Дрессировали слонов, собак, лошадей, медведя. С косолапой артисткой у главы семьи был смертельный номер «Борьба человека с медведем». Зал замирал, понимая: стоит зверю сделать одно неверное движение — и кости дрессировщика хрустнут…

Это выступление Лилия всегда смотрела издалека: медведица почему-то невзлюбила ее, очень ревновала, все норовила наброситься. И если бы она заметила или унюхала соперницу во время выступления… Страшно подумать, какой могла быть реакция...

Питомцы

Сегодня Лилия Максименко — артист-дрессировщик животных высшей категории, Андрей Ильин — руководитель номера. В цирке супруги работают с собаками разных пород, и дома всегда есть питомцы. Это и кот, любимец старшего сына Льва, и декоративный кролик (его воспитанием занимается будущий дрессировщик Андрюша).

Как-то в семье жил даже ворон. Говорят, что слётков брать не надо, что за ними следят родители. Но этот птенец пришел из леса и сутки орал рядом с шапито, где с весны по осень работали наши герои. Ждали-ждали, когда же его заберут, но оказалось, никому он не был нужен (похоже, из-за проблем со зрением: когда летал, то мог врезаться в стену).

Пока найденыш был маленьким и артисты выкармливали его, жил он у них дома. Однажды Андрей-старший на кухне нарезал мясо и думал о чем-то своем, как вдруг мужской голос рядом: «Карлуша»! От неожиданности мужчина выронил нож из рук, ведь дома больше никого не было… Оказалось, ворон заговорил!

Так он и говорил потом это свое «Карлуша», приводя слушателей в изумление четкостью произношения…

* * *

Пандемия сильно усложнила жизнь цирковых. Больше года уже без гастролей — и не предвидится. Не все остались в профессии: кто массажистом стал, кто на батутных аренах инструктором или пошел преподавать в цирковую студию, а кто-то даже подался в службу такси...

Весной 2020-го пришлось преждевременно свернуть выступления. Потом все лето репетировали, но уже осенью, зимой и весной сделали новые программы. И вот сейчас первый раз в Минск приехал цирк Никулина, и это добрый знак.

Каждый день Лилия и Андрей спешат в собачник, где их встречает с десяток четвероногих артистов. Радостно поскуливая, рвутся они на манеж, один старательней другого. Вьются вокруг хозяев, всячески выражая свою собачью любовь. А после репетиции супруги скорее домой, где тоже ждут малыши — щенки японского хина. Наши герои верят: со временем они обязательно станут звездами белорусского цирка.

Фото Татьяны Столяровой и из архива героев.

Exit mobile version