Умение правильно обращаться со своим временем – величайший талант и особенность успешных людей. Способность находить баланс между работой и личной жизнью делает нас счастливыми.
Производительность каждого напрямую связана с тем объемом работы, который мы выполняем в единицу времени. Чем больше успеваем, тем выше наша личная эффективность и удовлетворенность результатами.
Но бывает, что дела валятся как из рога изобилия. Начинаете ли вы переживать, корить себя, работать сверхурочно, тем самым лишая себя покоя и сна, снижая свою производительность, накапливая усталость? Знакомая ситуация? Тогда эта статья для вас.
Что такое тайм-менеджмент?
Если в сутках не хватает 24 часов, воспользуйтесь технологией тайм-менеджмента – организации времени и увеличения эффективности его использования («time management» так и переводится: «организация времени»).
Просто прочитать набор рекомендаций в случае с тайм-менеджментом мало. Его нужно сделать своим кредо, стилем жизни. Тогда, постоянно пользуясь его техниками, можно научиться управлять своим временем и все успевать: и дела вовремя выполнять, и иметь время на отдых и личную жизнь. Только представьте: эффективность работы одного и того же человека до того, как он начал заниматься тайм-менеджментом, и после может увеличиться в два раза при тех же затратах сил и энергии.
3 мифа об управлении временем
1. Для того, чтобы много успевать, нужно много работать, и никакие техники организации времени здесь не помогут. Это не так.
Вспомните свое состояние перед уходом в отпуск. Апатия, усталость, нежелание работать, трудности с подъемом по утрам. Знакомо? А все потому, что не соблюдается режим труда и отдыха. От этого и отвращение к работе, и эмоциональное выгорание, и желание уволиться и больше никогда не приходить на постылую работу. Да и домочадцы надоели постоянными претензиями на нехватку внимания.
А при правильной организации времени такой ситуации не случилось бы.
2. Планирование отнимает массу времени и лучше потратить его на выполнение задуманного. Этот миф лучше развенчать на собственном опыте.
Представьте две ситуации.
- Первая: вы приходите в понедельник на работу, все утро проводите за чашкой кофе и болтовней с коллегами, потом вспоминаете, что нужно было совершить важный звонок (возможно, полчаса назад), чтобы договориться о встрече, которая в силу вашей забывчивости может уже и не состояться, и вы тем самым потеряете стратегического партнера.
- Вторая: вы приходите в понедельник на работу, открываете список дел на день, составленный в пятницу, вовремя совершаете деловой звонок, едете на встречу и заручаетесь поддержкой стратегического партнера.
В каком случае вам грозит лишение премии или даже увольнение, а в каком – прибавка к зарплате или повышение по службе?
Есть и такая категория людей, которые вроде бы и планируют свое время, и план на день составляют, но при этом считают, что его выполнение неукоснительно, ему нужно следовать от и до, очень расстраиваются и нервничают, когда что-то идет не по плану. Так вот, отклонение от списка запланированного – это абсолютно нормально и естественно.
3. Время – деньги. Если ваша работа не связана с оплатой труда в зависимости от выполненного объема, то в вашем случае это действительно миф. А если вы работаете на себя, то уж наверняка знаете, что важно не количество затраченного на работу времени, а качество ее выполнения.
Структура эффективного тайм-менеджмента
Для того, чтобы научиться управлять временем, нужно провести ревизию и честно ответить на вопрос: «На что я трачу свое время?».
- Анализ. Представьте свой обычный день и разделите время на три статьи расходов:
- Полезное время – которое вы тратите на достижение своих целей, результатов. Вы остаетесь в плюсе в отношении личностного развития и выполнения поставленных задач.
- Техническое время – расходуется на поддержание жизнедеятельности организма (сон, приготовление еды, уборка и т.д.). Сухой остаток нулевой, вы ничего не достигаете. Но это необходимое время для удовлетворения физиологических потребностей.
- Бесполезное время, время-поглотитель – это все то время, которое вы бесцельно проводите в интернете, за пустой болтовней в рабочее время и т.д. Характеризуется нулевым сухим остатком, но, в отличие от предыдущего пункта, не является необходимым.
- Моделирование стратегии поведения. С учетом проведенного анализа необходимо выстроить модель своего поведения таким образом, чтобы бесполезное время максимально перешло в категорию полезного. То есть избавиться от поглотителей времени, которые воруют ваш успех.
- Целеполагание. У каждого человека должна быть цель в жизни, которая, как путеводная звезда, его ведет. Без этого жизнь становится пустой, бессмысленной. Поэтому поставьте перед собой цель и двигайтесь к ее достижению. Причем таким образом, чтобы она соответствовала критерию SMART – была конкретной (specific), измеримой (measurable), согласованной (agreed), достижимой (realistic) и обозримой по времени (timed).
- Планирование и расстановка приоритетов. Именно на этих двух китах и держится вся философия тайм-менеджмента. Благодаря планированию времени появится возможность составить план, наметить шаги по реализации поставленной цели, а также оценить, сколько на это потребуется времени и ресурсов. А расстановка приоритетов и выделение из всего потока наиболее важных позволит сконцентрироваться на себе и отклонить множество ненужных дел и просьб.
- Реализация. Идея сама по себе, без реализации, ничего не стоит. Поэтому необходимо предпринимать конкретные шаги по ее воплощению в жизнь в соответствии с намеченным планом.
- Контроль достижения цели. Цыплят, как известно, по осени считают. Только подводя промежуточные итоги, можно понять, в правильном ли направлении вы двигаетесь, не отстаете ли от плана, требуются ли дополнительные ресурсы для достижения цели. И, конечно, итоговый контроль, без которого вообще невозможно оценить полноту выполнения поставленных задач.
Итак, мы обсудили организацию времени и упорядочивание планов. А подробнее о том, как этого достичь читайте в следующей статье >>>