Site icon Здоровые люди

Психологическое здоровье подростков. Почему это важно? Отвечают эксперты

психологическое здоровье подростков

О том, какие проблемы чаще всего беспокоят современных подростков, как иногда простое решение помогает «разрулить» затяжной конфликт и многом другом рассказали представители Республиканского центра психологической помощи и центров, дружественных подросткам Минска.

Критерии психического здоровья

«Формулой» психического здоровья подростков поделился педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи Дмитрий Сенников. По его словам, в условиях изменяющегося мира, влияния различных факторов молодые люди, даже не по своей воле, сталкиваются с негативными эмоциональными состояниями (стрессами, проблемами, которые могут серьезно подорвать их психологическое благополучие). Поэтому понимание и поддержка подростков является благодатной почвой для формирования их дальнейшего здоровья как такового.

психологическое здоровье

Дмитрий Сенников:

– Психологическое здоровье само по себе не возникает. Оно является результатом обучения и воспитания. В понятие психологического здоровья и понимание этого феномена ученые вкладывают такие компоненты, как психическое здоровье, психологическая грамотность и психологическая культура личности.  

Что же такое психологическое здоровье? Разные ученые и исследователи дают различную трактовку этому феномену, рассказал эксперт. Вместе с тем объединяет их одно – благополучие личности и способность ее к адаптации, склонность к действию, а не к переживанию. А это отличное расположение духа подростка, принятие себя и окружающих людей, что очень важно, а также творчество, ответственность за себя и свои поступки, самостоятельность и т. д.

Дмитрий Сенников:

– Среди основополагающих моментов для создания фундамента психологического благополучия можно выделить несколько ключевых позиций. Это позитивная самооценка (способность позитивно оценивать себя и свои достижения), эмоциональная стабильность (умение понимать свои эмоции и эмоции других людей), социальные навыки и связи (коммуникативность и проявление эмпатии), стрессоустойчивость (способность и умение справляться со своим стрессом, адаптироваться к происходящим ситуациям в жизни), полнота и развитие жизни (баланс между учебой, работой, отдыхом, физической культурой, хобби и др.).

Важными компонентами также являются поддержка и доверие окружающих, причем, речь идет не только, например, о семье, но и других взрослых, которые играют значимую роль в жизни подрастающего поколения. В этот список можно добавить умение управлять своим временем (что также может позитивно повлиять на снижение уровня стресса и усталости детей и подростков).

Умение взаимодействовать с самим собой

Как объяснила психолог ЦДП «Парус надежды» (7-я городская детская поликлиника Минска) Татьяна Маковская, в течение последних пяти лет обращаемость с центр значительно выросла. Приходят не только дети, но и родители. Многие дети передают информацию по «сарафанному радио» и уже приводят в центр своих друзей. Самые популярные «запросы» на сегодняшний день – вопросы воспитания.

Татьяна Маковская:

– Когда приходят со следствием, мы начинаем разбирать, где причины, а они кроются, как правило, в начальной школе и во взаимодействии родителя с ребенком. В целом, в центр обращаются с совершенно разнообразными вопросами: уверенность в себе, как реагировать на стрессы, как укрепить стрессоустойчивость, как бороться со страхами. Спрашивают, как понять себя и взаимодействовать с самим собой и миром, как этому миру довериться, как вообще понять этот мир.

А вот проблемы наркозависимости, табакокурения, алкоголя сейчас отходят на вторую позицию, добавила спикер.

Как отметила психолог, проще работать с мотивированными подростками, которые четко знают, что хотят и готовы взаимодействовать со специалистом. К сожалению, чаще всего они говорят, что у них все хорошо, а вот у родителей с ним проблемы. Однако, чаше всего выясняется, что это именно плохие «взаимоотношения» с самим собой.

В качестве примера она поделались случаем из своей практики, когда на прием девушка пришла с целым списком своих страхов и четко заявила о проблеме.

Татьяна Маковская:

– Ее активное взаимодействие с психологом привели к тому, что поменялась не только сама ученица, но и ее мама. Начали подмечать положительные перемены и одноклассники, спрашивали, куда она ходит и почему так изменилась.

В некоторых случаях, помимо самостоятельного обращения, на консультацию в центр направляют специалисты поликлиники. Например, педиатры. Если у них возникло подозрение на психосоматические проблемы, так как в основе здоровья в первую очередь важен психологический аспект. Структурируется психоэмоциональное состояние – подтягивается и физическое здоровье, подчеркнула Татьяна Маковская.

Принять таким, какой он есть

Психолог ЦДП «Галс» (13-я городская детская клиническая поликлиника Минска) Надежда Сорокина в свою очередь отметила, что чаще всего подростку важно, чтобы его принимали со всеми его достоинствами и недостатками.

Надежда Сорокина:

– Иногда очень сложно понять своего ребенка в силу возраста, разницы ваших потребностей или потому, что он у вас не один. Родители часто сравнивают детей друг с другом либо себя и детей. Но очень важно принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В большинстве случаев подростки в силу возраста обладают высокой критичностью, черно-белым мышлением, но то же самое касается и родителей. Приходится их учить слышать друг друга, рассказала специалист.

Надежда Сорокина:

– Есть такое понятие в психологии – картина мира. Это означает, что есть твоя «картина мира», а есть другого человека. Необходимо научиться услышать точку зрения других людей, своего оппонента. Бывают самые элементарные ситуации, приводящие к конфликтам. В моей практике был случай, когда конфликты в семье разрешились после того, как мама разрешила дочерям переклеить свою комнату.

Акушер отделения ЦДП «Юникс» (4-я городская детская клиническая поликлиника) Ольга Закрута:

– Если дети чувствуют поддержку – у них развивается уверенность, они чувствуют себя в безопасности, учатся доверять, получают одобрение – привыкают нравиться сами себе, чувствуют дружеское отношение – учатся находить в мире любовь.

Exit mobile version