Представьте, что вы неожиданно проснулись на вокзале в чужой стране, в которой никогда не были и ничего о ней не знаете. По мнению психологов, именно такой стресс испытывает ребенок, попадая из уютной домашней и детсадовской среды в школу. Для родителей первый класс также часто становится испытанием на прочность. Как же пережить первый школьный год максимально бережно для всех членов семьи?
О том, как правильно вести себя в самый первый и ответственный школьный год и пережить школьную адаптацию Здоровые люди спросили у психолога, семейного психотерапевта, члена Белорусского Общества Психологов Аксану Якубеню.
Школьная адаптация
Когда первоклассник Сережа пришел с мамой на консультацию к психологу, положение его в классе было плачевным. К концу второй четверти
Во время работы с психологом стало понятно, что интеллект в полном порядке. Виновником странного поведения стали эмоциональная незрелость и гиперактивность. Дело в том, что в семье к Сереже относились, как к 4-летнему ребенку. Со сверстниками он практически не общался, проводил время дома с бабушкой. О самостоятельности и поощрении инициативы не было и речи. Во время работы с мальчиком пришлось полностью пересмотреть подход к воспитанию. Несмотря на переживания и тревогу, родители стали все чаще делегировать сыну поручения, давать возможность принятия решений. Начиная с 5 минут и постепенно увеличивая время, приучались выполнять кропотливую работу.
В этом году Сережа идет в 3 класс. Ждет наступления школьного года с нетерпением. В классе у него появились друзья, а в учебе мальчик стал крепким хорошистом.
Детская самостоятельность
Первый школьный год — особое и ответственное время для маленького ученика и всей его семьи. Важно помнить, что именно на своих близких взрослых ребенок может опереться в этот непростой период. Постарайтесь максимально быть рядом. Важным подспорьем станет не только обучение новым книжным знаниям, но и бытовым навыкам, самостоятельности.
Беспомощность в быту — враг знаний
Подготовка к школе — волнительный процесс. Обилие информации в современном мире зачастую пугает, поэтому упор в предшкольных
Но есть еще один существенный момент. Важны не только знания о школьных предметах. В своей новой жизни ребенку придется столкнуться с массой самых разных ситуаций. Упала вилка в столовой, развязались шнурки, учительница повысила голос, прямо на уроке сломался карандаш... Со всем этим придется справляться отныне самостоятельно. А для этого необходим опыт. Если родители постоянно подкладывали соломку и бежали спасать ребенка еще до того, как он сам подумал, что делать, в школе такая забота вылезет боком. А постоянный стресс по поводу любой мелкой проблемы приведет к тому, что новоиспеченному ученику будет совсем не до получения знаний. Тут бы шнурки куда-то замотать, чтобы ребята не засмеяли.
Что можно сделать?
- постепенно приучать к самостоятельности. Научите ребенка завязывать шнурки, одеваться, открывать входную дверь ключом, одному
гулять возле дома (под «тайным» присмотром); - давайте возможность принимать решения самостоятельно. Если вдруг упала ложка или сломался карандаш, спросите: «Как думаешь, что сейчас надо сделать?»;
- постарайтесь поменьше вмешиваться в общение ребенка со сверстниками. Он должен учиться договариваться и решать конфликты сам;
- не запугивайте школой и не создавайте ее негативный имидж.
9 заметок для родителей первоклассника
- Постарайтесь заранее побывать в школе сами, познакомиться с классным руководителем, узнать ответы на все организационные вопросы (время начала учебных занятий, возможность посещать группу продленного дня, наличие кружков и др.). Часто чрезмерное напряжение возникает из-за недостатка информации;
- за несколько недель до начала обучения в школе необходимо сформировать у будущего первоклассника режим дня. С ранним подъемом и нагрузкой, которая предстоит, справиться порой сложно. Постепенная адаптация поможет более мягко перестроиться на новый лад;
- вместе покупайте школьную одежду и принадлежности (ранец, дневник, тетради, карандаши, краски и т. д.). Спрашивайте мнение
ребенка, ему должны нравиться его новые вещи; - расскажите заранее о роли ученика, новых правилах, отличиях школы от детского сада. Отнеситесь к новому статусу своего чада с особым вниманием. Он уже ученик, поэтому ему важно делиться с вами всем тем, что с ним происходит в процессе обучения и в течение всего дня. Максимально проявляйте свою включенность в этот важный для него период жизни;
- не загружайте с самого начала обучения бесчисленным количеством кружков. Это дополнительная нагрузка, которая может оказаться непосильной ношей для маленького школьника. У ребенка должно оставаться время на игры;
- если видите, что ваш первоклассник неохотно говорит о школе, отказывается ее посещать, у него не появилось там друзей, — это тревожный сигнал. Постарайтесь мягко и тактично поговорить, выяснить, что случилось. Если ситуация не изменяется, не стесняйтесь обратиться за помощью к классному руководителю и психологу;
- не обесценивайте учителя (особенно в присутствии ребенка). Важно помнить: с того дня, как ваш ребенок пошел в первый класс, авторитет родителей перешел на второй план. На первом месте для него — его учитель. Примите это как важный процесс формирования личности ребенка, его взросления;
- проявляйте интерес к школьной жизни, посещайте родительские собрания, разговаривайте с классным руководителем
об успехах и о возможных неудачах сына или дочери. Если ребенок посещает группу продленного дня, важно также поддерживать связь с ее воспитателем; - не забывайте, что детям необходимо чувствовать заинтересованность и включенность со стороны родителей. Они нуждаются в поддержке и одобрении своих успехов, помощи при затруднении в выполнении того или иного задания, признании и уважении к новым школьным обязанностям. Верьте в будущие успехи сына или дочери, оказывайте всяческую поддержку, особенно когда что-то получается не с первого раза.