Site icon Здоровые люди

Самостоятельность убережет от стресса. Идем в первый класс с радостью

в первый класс

Представьте, что вы неожиданно проснулись на вокзале в чужой стране, в которой никогда не были и ничего о ней не знаете. По мнению психологов, именно такой стресс испытывает ребенок, попадая из уютной домашней и детсадовской среды в школу. Для родителей первый класс также часто становится испытанием на прочность. Как же пережить первый школьный год максимально бережно для всех членов семьи?

О том, как правильно вести себя в самый первый и ответственный школьный год и пережить школьную адаптацию Здоровые люди спросили у психолога, семейного психотерапевта, члена Белорусского Общества Психологов Аксану Якубеню.

Школьная адаптация

Когда первоклассник Сережа пришел с мамой на консультацию к психологу, положение его в классе было плачевным. К концу второй четвертиЭмоциональная незрелость мальчик так и не смог адаптироваться среди ребят. Сидеть за партой тоже не получалось. Сережа бегал по классу, игнорировал замечания учителя, кукарекал под партой, дрался с одноклассниками, а потом безутешно плакал. Учительница стала всерьез задумываться об умственной неполноценности ребенка.

Во время работы с психологом стало понятно, что интеллект в полном порядке. Виновником странного поведения стали эмоциональная незрелость и гиперактивность. Дело в том, что в семье к Сереже относились, как к 4-летнему ребенку. Со сверстниками он практически не общался, проводил время дома с бабушкой. О самостоятельности и поощрении инициативы не было и речи. Во время работы с мальчиком пришлось полностью пересмотреть подход к воспитанию. Несмотря на переживания и тревогу, родители стали все чаще делегировать сыну поручения, давать возможность принятия решений. Начиная с 5 минут и постепенно увеличивая время, приучались выполнять кропотливую работу.

В этом году Сережа идет в 3 класс. Ждет наступления школьного года с нетерпением. В классе у него появились друзья, а в учебе мальчик стал крепким хорошистом.

Детская самостоятельность

Первый школьный год — особое и ответственное время для маленького ученика и всей его семьи. Важно помнить, что именно на своих близких взрослых ребенок может опереться в этот непростой период. Постарайтесь максимально быть рядом. Важным подспорьем станет не только обучение новым книжным знаниям, но и бытовым навыкам, самостоятельности. 

Беспомощность в быту — враг знаний

Подготовка к школе — волнительный процесс. Обилие информации в современном мире зачастую пугает, поэтому упор в предшкольных занятиях зачастую делается в первую очередь на развитие интеллекта. Еще до начала первого учебного года большинство современных детей уже знают буквы, могут почитать по слогам или посчитать.

Но есть еще один существенный момент. Важны не только знания о школьных предметах. В своей новой жизни ребенку придется столкнуться с массой самых разных ситуаций. Упала вилка в столовой, развязались шнурки, учительница повысила голос, прямо на уроке сломался карандаш... Со всем этим придется справляться отныне самостоятельно. А для этого необходим опыт. Если родители постоянно подкладывали соломку и бежали спасать ребенка еще до того, как он сам подумал, что делать, в школе такая забота вылезет боком. А постоянный стресс по поводу любой мелкой проблемы приведет к тому, что новоиспеченному ученику будет совсем не до получения знаний. Тут бы шнурки куда-то замотать, чтобы ребята не засмеяли.

Что можно сделать?

  • постепенно приучать к самостоятельности. Научите ребенка завязывать шнурки, одеваться, открывать входную дверь ключом, одному гулять возле дома (под «тайным» присмотром);
  • давайте возможность принимать решения самостоятельно. Если вдруг упала ложка или сломался карандаш, спросите: «Как думаешь, что сейчас надо сделать?»;
  • постарайтесь поменьше вмешиваться в общение ребенка со сверстниками. Он должен учиться договариваться и решать конфликты сам;
  • не запугивайте школой и не создавайте ее негативный имидж.
 
Аксана Якубеня
Практикующий психолог, семейный психотерапевт, член Белорусского Общества Психологов
Очень часто родители волнуются и тревожатся гораздо больше, чем сами дети. Показывать свою панику и страх — одна из самых больших ошибок. В стрессовых ситуациях дети могут опираться только на значимых взрослых. Ребенок должен видеть, что мама и папа уверены в нем. Тогда у него все получится.

9 заметок для родителей первоклассника

  1. Постарайтесь заранее побывать в школе сами, познакомиться с классным руководителем, узнать ответы на все организационные вопросы (время начала учебных занятий, возможность посещать группу продленного дня, наличие кружков и др.). Часто чрезмерное напряжение возникает из-за недостатка информации;
  2. за несколько недель до начала обучения в школе необходимо сформировать у будущего первоклассника режим дня. С ранним подъемом и нагрузкой, которая предстоит, справиться порой сложно. Постепенная адаптация поможет более мягко перестроиться на новый лад;
  3. вместе покупайте школьную одежду и принадлежности (ранец, дневник, тетради, карандаши, краски и т. д.). Спрашивайте мнение ребенка, ему должны нравиться его новые вещи;
  4. расскажите заранее о роли ученика, новых правилах, отличиях школы от детского сада. Отнеситесь к новому статусу своего чада с особым вниманием. Он уже ученик, поэтому ему важно делиться с вами всем тем, что с ним происходит в процессе обучения и в течение всего дня. Максимально проявляйте свою включенность в этот важный для него период жизни;
  5. не загружайте с самого начала обучения бесчисленным количеством кружков. Это дополнительная нагрузка, которая может оказаться непосильной ношей для маленького школьника. У ребенка должно оставаться время на игры;
  6. если видите, что ваш первоклассник неохотно говорит о школе, отказывается ее посещать, у него не появилось там друзей, — это тревожный сигнал. Постарайтесь мягко и тактично поговорить, выяснить, что случилось. Если ситуация не изменяется, не стесняйтесь обратиться за помощью к классному руководителю и психологу;
  7. не обесценивайте учителя (особенно в присутствии ребенка). Важно помнить: с того дня, как ваш ребенок пошел в первый класс, авторитет родителей перешел на второй план. На первом месте для него — его учитель. Примите это как важный процесс формирования личности ребенка, его взросления;
  8. проявляйте интерес к школьной жизни, посещайте родительские собрания, разговаривайте с классным руководителем об успехах и о возможных неудачах сына или дочери. Если ребенок посещает группу продленного дня, важно также поддерживать связь с ее воспитателем;
  9. не забывайте, что детям необходимо чувствовать заинтересованность и включенность со стороны родителей. Они нуждаются в поддержке и одобрении своих успехов, помощи при затруднении в выполнении того или иного задания, признании и уважении к новым школьным обязанностям. Верьте в будущие успехи сына или дочери, оказывайте всяческую поддержку, особенно когда что-то получается не с первого раза.
Exit mobile version