Да, все просто. Развить логику, память и воображение, помочь маленькому ребенку заговорить, научиться различать цвета, формы и размеры, ориентироваться во времени и пространстве и еще множество других полезных навыков ребенку может дать обычная игра. Родители должны разве что предложить ему игру и ... составить компанию. Причем и первое, и второе одинаково важно. Потому что подобранные не по возрасту и интересам ребенка, а также без активного родительского участия (хотя бы в начале), любые, даже самые эффективные с точки зрения педагогики развивающие игры рискуют превратиться в набор неинтересных малютке кубиков и карточек.
Чтобы не сделать ошибку, давайте разбираться вместе, кому, когда и во что играть.
Каждому возрасту - свои игры
Все без исключения игры ставят перед ребенком конкретную задачу, ориентированную на его возраст, и, соответственно, делятся на:
• игры до 1 года;
• игры от 1 года до 3-х лет;
• игры от 4 до 5 лет;
• игры от 6 до 7 лет;
• игры от 8 до 10 лет.
В зависимости от цели игры помогают развивать:
• мелкую моторику;
• речь;
• логику;
• память;
• внимание;
• представление.
А также учат познавать окружающий мир и правильно вести себя в различных ситуациях.
Маленькие первооткрыватели - от 1 года до 3-х лет
До 1 года развивать младенца не только можно, но и нужно. Основной акцент в этом возрасте - на развитие тактильных ощущений. Поэтому незаменимыми будут небольшие мягкие игрушки, которые удобно держать маленькой ручкой, с различными наполнителями, сделанные из тканей различных фактур. Ближе к году, когда ребенок делает первые попытки ходить, кстати будут ходунки, которые можно толкать перед собой. Это не только простимулирует двигательную активность, но и позволит более уверенно чувствовать себя в открытом пространстве.
Игры для детей от 1 до 3-х лет просты в правилах и просты в исполнении. Ребенок знакомится с формами, размерами, цветами, получает первые представления о пространстве. Поэтому прекрасно подойдут для этого возраста разноцветные кубики, которые можно выкладывать в ряд или ставить один на один; яркие пирамидки; несложные сортары (с отверстиями, в которые нужно вкладывать соответствующие по форме и размеру детали); любые предметы, которые можно складывать по принципу матрешки; пазлы с крупными деталями.
Стимулировать развитие речи помогут как целевые игры на звукоподражание, так и любые занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, рисование пальчиковыми красками, кинетический песок, шнуровка).
Игры помогают 5-летним объять необъятное
Игры-пятиминутки на развитие памяти и наблюдательности отлично подходят не только малышам от 1 до 3 лет, но и детям 4-5 лет. Предложите ребенку выбрать и запомнить 5 любимых игрушек. Затем одну спрячьте и спросите, какай не хватает. Задачу можно усложнить, увеличив количество игрушек. Либо предложить запомнить, где лежали игрушки, а потом перевести их. Задача ребенка - назвать их первоначальное местоположение.
Возраст 4-5 лет - подходящее время для развивающих игр по принципу «кто где живет», «чьи следы», «чей малыш», «убери лишнего» (ребенок учится объединять предметы по общему признаку - посуда, одежда, мебель и т.п. и находить отличия).
Именно в этом возрастном промежутке появляется интерес к ролевым играм. А значит "на ура" пойдут куклы со всей необходимой атрибутикой по уходу за ними, наборы врача, механика, повара, парикмахера... Эти «обычные» игры научат ребенка ответственности, помогут ему осознать собственную значимость. Так что если ваш малыш однажды схватится за папин молоток или мамин половник - не мешайте, дайте ему почувствовать себя большим и важным.
В 4-5-летнем возрасте ребенок с удовольствием будет тренировать собственное воображение и речевые навыки, если вы предложите ему, например, придумать рассказ по предложенному рисунку. И то, и другое прекрасно скажется в дальнейшем на его учебе. Собственно, как и первые игры на способность считать до 10 и называть буквы алфавита. В качестве пособий можно использовать авторские методики или включить фантазию, применив в качестве «учебного пособия» любые подручные материалы.
Готовить руку к письму полезно и эффективно при помощи росписей, рисования по точкам, мини-лабиринтов.
Легкий путь к знаниям
До 6-7 лет у ребенка особенно ярко проявляется стремление к учебе. Поощряйте и не мешайте. Собственно, в этом возрасте закрепляются и развиваются навыки предыдущего возрастного периода. Только трудность заданий переходит на новый уровень.
Предлагая развивающие игры детям 8 лет и более, важно поддерживать баланс: слишком простые и слишком сложные будут им одинаково неинтересны. В этом возрасте наиболее интересные игры, в которых есть момент соперничества и командный дух. Играть можно всей семьей - так лучше. Отлично подойдут игры на развитие речи, например, составление из заданного слова максимального количества других слов за отведенное время. Уверенности в себе и коммуникабельности добавят такие игры, как «Крокодил» или «Кто я?». А шахматы и вообще - старый добрый способ развить умственные способности и стратегическое мышление. Для улучшения памяти в комплексе с играми можно воспользоваться и другими советами от специалистов.
5 правил игры с детьми, которые необходимо соблюдать
-
Покупайте для детей только сертифицированные игры и игрушки из безопасных материалов. Лучше, если это будут деревянные игрушки или изготовленные из качественной пластмассы. Обратите внимание, чтобы на деталях не было зазубрин, шероховатостей и острых углов, чтобы избежать травмирования. Если игрушка имеет неприятный запах, неопрятный вид или раздражающий цвет, от нее лучше отказаться. Внимательно следите за чистотой игрушек и их целостностью.
-
Для того, чтобы развивающие игры не оказались потраченными впустую временем и средствами, играйте с детьми регулярно. Система в этом деле имеет ключевое значение.
-
Не переигрывайте. Для годовалых малышей достаточно 10-минутной игры. Соответственно возрасту они не могут дольше концентрироваться на одном занятии и усидеть на месте. Для детей до 3-х лет оптимальными будут получасовые игры. С 4-летнего возраста можно постепенно увеличивать игровое время, доведя его в 6 лет до 1 часа.
-
Никакого насилия! Если у ребенка нет настроения или он быстрее, чем обычно, потерял интерес к игре, не настаивайте. Все-таки это в первую очередь игра для ребенка, она должна приносить удовольствие.
-
Помните: ребенок усваивает 90% предложенных ему знаний, когда в буквальном смысле прилагает к ним руки (сам слепил, составил, смастерил); 30%, если просто смотрит; и 20% - если только послушал. Меньше говорите - больше делайте.
Отрицать очевидную пользу игр для гармоничного развития ребенка может только тот, у кого нет детей. Либо они уже давно выросли. Так давно, что их детство в деталях трудно вспомнить даже самим родителям. У скептиков один ответ: мы своих не развивали целенаправленно, не было времени. И ничего - людьми выросли. Точно! Потому что играли! Не с яркими кубиками, так с березовыми щепками; если не с тематическими рисунками, то по развивающим представление любым, которые попали на глаза, иллюстрациям. И даже посильная помощь родителям воспринималась как игра, в которой каждому отведена своя роль.
Живя в современном мире, нет смысла возвращаться назад в прошлое. Хотя бы потому, что сейчас у родителей гораздо больше возможностей помочь своему ребенку расти гармонично, благодаря огромному количеству полезных развивающих игр. Немного времени, немного терпения и ребенок с радостью и благодарностью продемонстрирует результат ваших усилий: будь то звонкое «га-га-га», точно составленная пирамидка или аккуратно зашнурованный ботинок.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!