Site icon Здоровые люди

Трудности перехода. Как сделать подростковый период безопасным

Подростковый период устойчиво ассоциируется с непослушанием, дерзостью, бунтарством подростка. Поэтому в любой семье, где растет ребенок, этого периода ждут с оправданным волнением. Его нельзя отсрочить, избежать, «перепрыгнуть».

Каким бы сложным ни оказался подростковый возраст, это неизбежный этап трансформации и становления личности на пути от детства к самостоятельной жизни. Понимание и принятие взрослыми психологии подростка могут сделать этот путь максимально безопасным и комфортным, считает Светлана Полещук, психолог Центра, дружественного подросткам (ЦДП) «Доверие» на базе 8-й городской детской клинической поликлиники г. Минска.

Подростковый возраст. От нормы к проблеме

Особенности общения с подростком

Психологическая концепция подросткового возраста, наполненного конфликтами и рисками, впервые была предложена известным американским психологом, одним из основателей педологии (ныне педагогики) Стэнли Холлом еще в 1904 году. То есть проблема трудностей переходного периода, мягко говоря, не нова.

Светлана Полещук, психолог :

— Исследования психологии относительно причин рискованного поведения очень многообразны. Но если их свести в одну точку, то следует вывод, что рискованное поведение – это неотъемлемая часть процесса взросления. Подростки рискуют, чтобы больше узнать себя, проверить свои способности, исследовать свои возможности, чтобы в конце концов отстоять свои границы, установленные семьей или обществом. Стоит учесть, что лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль над импульсом, созревают примерно к 25 годам. Соответственно, импульсивное поведение и эмоциональность в принятии решений, когда подростки не задумываются о последствиях, - тоже часть возраста.

Нормальный по сути процесс становится проблемой лишь тогда, когда рискованное поведение подростка принимает разрушительный или саморазрушительный характер.

Поэтому многие исследования в области подростковой психологии сегодня сдвинулись в практическую область: как помочь детям не переходить черту, за которой рискованное поведение принимает разрушительный характер, как сделать процесс взросления менее острым и более безопасным.

Воспитание чувств у подростков

На взрослом поколении сегодня лежит большая нагрузка, считает Светлана Полещук. Это объясняется тем, что в современном мире раздвинулись границы подросткового возраста. Нижняя сместилась к 10 годам (ранний пубертат), верхняя поднялась к 21 году (поздний пубертат). То есть с момента перехода от детства к взрослости проходит не менее 10 лет.

Это долгий период, в течение которого перед подростком стоят три основные задачи:

  • построение образа себя (через самопознание);
  • построение образа будущего (через самовыражение, самореализацию);
  • самоутверждение – этап, связанный с отделением от родителей, семьи.

Определенные риски связаны с тем, как и насколько эффективно подросток решает эти задачи.

Светлана Полещук, психолог :

— Например, процесс самопознания и построения образа себя или новой подростковой идентичности сегодня проходит не так, как раньше. Основная сложность – утрата рефлексии. Время личных дневников и литературных героев прошло. Современный подросток живет, общается, дружит онлайн. Но для того, чтобы выстраивалась личность, необходим принцип «зеркального я». Нужен настоящий реальный друг, глубокие отношения. В режиме «онлайн» этого нет или отношения носят достаточно поверхностный характер. В таком контексте подросток не всегда справляется с чувствами, которые его переполняют; не понимает, что с ним происходит. Но несмотря на то что эмоциональное напряжение растет, подростки редко обращаются к психологу или старшему взрослому с просьбой о помощи. В итоге возникает риск антивитальных переживаний, того, что лежит в основе суицидальных мыслей и процессов.

Ничуть не меньше проблем с построением образа будущего через самовыражение и самореализацию.

В 12-летнем возрасте, когда наблюдается виток развития новых способностей, современный подросток нередко сталкивается с двумя крайностями.

  • Либо он перегружен кружками и секциями и его жизнь настолько стрессогенна, что у него просто нет времени и возможности отрефлексировать свои чувства: где во всем этом он сам.
  • Либо родители полностью безразличны к его занятости.

Образуется ниша, наполненная скукой. Депрессивный настрой толкает подростка на поиск того, что принесет ему удовольствие, повысит фон настроения. Отсюда тяга к увлечениям высокой степени риска – от паркура до экстремальных селфи.

Подросток и взрослый: границы доверия

Отдельного внимания заслуживает этап сепарации, отделения подростка от семьи в процессе взросления. По мнению Светланы Полещук, здесь важно выделить три этапа:

  • Построение эмоциональных границ.

Примерно в 10-летнем возрасте уже можно наблюдать, как ребенок начинает устанавливать эти границы: закрытая дверь, скрываемые переживания, т.е. взрослому уже нет доступа в мир подростка. Туда может проникнуть только тот, кому он доверяет. И зачастую это вовсе не родитель.

Светлана Полещук, психолог :

— Задача взрослых состоит в принятии этих границ. Если взрослый не гибкий, не принимает и чувствует этих границ, подросток вынужден их защищать. То, что мы считаем грубостью, хамством в подростковом возрасте – это как раз-таки и есть ответная реакция на нарушение эмоциональных границ взрослыми, так называемая вербальная агрессия. Между прочим, отправная точка в развитии характера или становлении личности трудного подростка.

  • Построение интеллектуальных границ.

В подростковом возрасте (примерно в 15-16 лет) поиск общения с людьми, которые имеют альтернативные семье ценности – норма. Чтобы делать любой выбор в жизни осознанно, подросток должен сравнить.

Светлана Полещук, психолог :

— Зачастую в консультировании мы сталкиваемся с разными жалобами взрослых, мол, все, что закладывалось в процессе воспитания, обесценивается, и подросток ищет какие-то альтернативные пути. Здесь очень важно для родителей и для любого взрослого уметь выстраивать диалог с ребенком. Любое давление со стороны взрослых вызывает у него внутреннее напряжение. При этом у подростка нет возможности давить с той же силой в ответ. Поэтому алкоголь, протестное поведение, как правило, являются следствием внутреннего напряжения, которое складывается в поле взаимоотношений между взрослым и подростком.

  • Последний момент, который наступает ближе к 21 году, — экономическое отделение, когда подросток должен пробовать какие-то шаги в направлении самостоятельной жизни.

Это, пожалуй, самый сложный этап. Недаром многие остаются жить с родителями, несмотря на возраст. Да и сама ситуация в современном обществе, увы, такова, что зачастую подростки просто не могут себе позволить экономически отделиться.

Кто поможет подростку

Безусловно, роль ключевого помощника отводится самым близким взрослым – родителям. Умение уважать и не переходить границы, вовремя остановить себя в стремлении тотального контроля, опеки и занятости ребенка, слушать и слышать подростка, не задавливая его своим «безусловным авторитетом» - это базовые правила эффективного взаимодействия, которых должен придерживаться каждый взрослый. К сожалению, именно их соблюдать сложнее всего по причине или нежелания, или неумения, или скептического отношения к проблеме как таковой.

И тут самое время напомнить об инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), которая на протяжении вот уже 25 лет реализуется в Беларуси и направлена на создание лучшей среды для детей и подростков.

В частности, в рамках этой инициативы во взаимодействии с Министерством здравоохранения в 54 городах страны на базе детских поликлиник созданы и действуют Центры, дружественные подросткам (ЦДП). Да, здесь работают взрослые: врачи и психологи. Но отличает их то, что они тонко чувствуют и понимают потребности современного подростка и готовы откликнуться на любой запрос о помощи.

Здесь экспертно и в то же время на понятном языке ответят на вопросы о здоровом образе жизни, безопасном сексуальном поведении, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, проблемам курения, наркомании и алкоголизма. При желании в центре можно сдать экспресс-тест на ВИЧ или получить совет по выбору будущей профессии.

Работа ЦДП базируется на четырех незыблемых принципах: дружественность, добровольность, доброжелательность, доверительность и оказывается бесплатно и строго конфиденциально. Кроме того, на базе отдельных ЦДП создано так называемое комьюнити-пространство.

Светлана Полещук, психолог:

— В Центр, как правило, приходят ребята, которые имеют одни и те же проблемы. Поэтому комьюнити-пространство создавалось, как место, где подросток через общение с другими может преодолеть страх одиночества и социального несоответствия, пережить опыт позитивного контакта со сверстниками и взрослыми. Как показывает практика, это особенно актуально для тех подростков, у кого дефицит подобного опыта.

Фото из открытых интернет-источников

Exit mobile version