Вопреки всем стереотипам о том, что на последней парте сидят только лентяи и двоечники, пример моего собственного класса это полностью опроверг. На задних партах нашего гуманитарного «А» сидели исключительно умные и любознательные юноши, попавшие «на галерку» лишь по причине высокого роста. А один из них, Саша Толкачев (Саша, привет!), был признан лучшим учеником школы.
Психологический климат в классе — одна из краеугольных тем. Если не удается наладить эту составляющую, даже у самых способных детей могут наметиться проблемы в обучении. И наоборот. Как правильно подобрать соседа по парте? Об этом Здоровые люди спросили Аксану Якубеню. Рекомендации для учителей узнали у Елены Марковцовой, врача-реабилитолога детского подразделения отделения медицинской реабилитации 10 городской поликлиники Минска.
Рассадка учеников в классе
Рассадка учеников в классе — настоящее искусство. Преследует оно 3 основные задачи:
- способствует наилучшему усвоению учебного материала;
- помогает школьникам сохранять здоровье с учетом их физических данных (например, роста) и особенностей организма;
- помогает создать благоприятный и дружелюбный психологический климат, который не превращает процесс обучения в балаган и не срывает процесс получения знаний благодаря умелому распределению в пределах класса детей с разными типами темпераментов.
Думаем и экспериментируем
Хотя обучение в школе и ассоциируется у нас с рядами парт и строго друг за другом сидящих детей, на деле размещать учеников в классе учитель может по-разному. Все зависит от цели занятия: просто рассказать что-то новое или побудить к дискуссии. Творчество и креативный подход преподавателя сегодня приветствуются как никогда. Известный педагог и автор книг «Педагогика как любовь», «Педагогика общения», «Культура педагогического общения», «Игры в самих себя» и др.
Олег Казанский предлагал варьировать 6 основных форм рассадки.
1. Авторитарная рассадка.
Учитель делится новой информацией. Классическая форма, когда ученики сидят в несколько рядов. Чтобы поболтать с соседом, нужно напрячься и повертеться. Поэтому здесь главная задача ученика — слушать. Педагог же выступает в роли лидера.
2.Демократическая рассадка, творческий полукруг
Ребята чувствуют себя в коллективе, хорошо видят каждого человека. Благодаря этому создается атмосфера созидания. Учитель выступает руководителем.
3. «Круглый стол»
Круг замкнут, число участников ограничено. В таком положении хорошо проводить обсуждения, мозговые штурмы. Позиция педагога здесь нейтральная, «как все».
Ученики сидят рядами друг напротив друга. Так проще высказывать разные точки зрения, спорить. Позиция преподавателя — арбитр.
5. Лучевая, состязательная
Основная изюминка здесь — наличие двух педагогов с разными подходами к изложению материала. Их позиция — наставники, советники.
6. Групповая, коллективно-творческая
Хорошо подходит для работы в малых группах. Учитель здесь выступает как организатор.
Устал сидеть на уроке — постой.
Рекомендации для учителя
Большая часть уроков, как правило, все же проходит в условиях обычной рассадки по рядам. И тут учителю необходимо учесть как нюансы касательно здоровья своих подопечных, так и их психологической совместимости.
На основании ежегодных медосмотров, врачи-педиатры в поликлиниках по месту жительства записывают рекомендации по питанию, физической активности, рассадке в классе. Эти сведения заносят в индивидуальный «листок здоровья», который ведут в школе для каждого ученика.
Ученики начальной школы теперь могут учиться не только сидя, но и стоя. Непоседам сложно порой выдержать на месте целый урок. Поэтому специально для младших школьников в школы Минска закупают конторки. Их может быть от 2 до 4 в каждом классе. Утомившийся сидеть ребенок может немного размяться и постоять. Да и урок становится не таким формальным.
Меланхолики, сангвиники, холерики, флегматики. Квест на совместимость для учителя
Так, для ребенка-сангвиника лучшим соседом по парте будет меланхолик. В этом случае лидерство останется за сангвиником и он сможет поддержать соседа. Учитывая сложности в общении и сближении с окружающими, которые возникают у меланхолика, такой тандем станет хорошим.
Если за одной партой будут сидеть два меланхолика, это чревато тем, что в дальнейшем они будут взаимодействовать только друг с другом (причем достаточно успешно). Однако на фоне всего класса они могут быть обособлены, их придется постоянно вовлекать в жизнь всего коллектива.
Для ребенка-холерика, несдержанного и вспыльчивого, отличной парой станет флегматик. Он, в свою очередь, будет оказывать успокаивающие влияние на холерика. Эта пара, как огонь и вода или плюс и минус, они дополняют друг друга, их взаимоотношения всегда развиваются вполне гармонично.
А вот два холерика за одной партой — это практически всегда очень яростная борьба. Учиться при всей их кипучей деятельности практически невозможно.
Флегматику будет спокойно за одной партой с меланхоликом. Обидчивость и ранимость соседа он воспримет спокойно.
Два флегматика, которые держат свои эмоции при себе, будут очень уравновешенной парой. Однако, на мой взгляд, это не будет способствовать самораскрытию детей в коллективе.
Для ребенка-флегматика плодотворным будет взаимодействие с сангвиником, поскольку последний способен помочь ему в процессе обучения. Сангвинику нужно меньше времени на выполнение какого-либо задания, поэтому он сможет что-то подсказать флегматику и ускорить его.
Рассадка детей в классе — целое искусство. Учесть нужно все: насколько хорошо будет усвоен учебный материал, за какой партой позволяет сидеть ребенку состояние здоровья и даже, совместим ли он психологически со своим соседом по парте. Такие околоучебные нюансы могут здорово повлиять на успеваемость. А значит, умелая их корректировка поможет и в лучшем усвоении знаний.