Site icon Здоровые люди

Холериков и меланхоликов — рассадить. Как учиться с пользой и не подраться

Психологический климат в классе

Вопреки всем стереотипам о том, что на последней парте сидят только лентяи и двоечники, пример моего собственного класса это полностью опроверг. На задних партах нашего гуманитарного «А» сидели исключительно умные и любознательные юноши, попавшие «на галерку» лишь по причине высокого роста. А один из них, Саша Толкачев (Саша, привет!), был признан лучшим учеником школы.

Психологический климат в классе — одна из краеугольных тем. Если не удается наладить эту составляющую, даже у самых способных детей могут наметиться проблемы в обучении. И наоборот.  Как правильно подобрать соседа по парте? Об этом Здоровые люди спросили Аксану Якубеню. Рекомендации для учителей узнали у Елены Марковцовой, врача-реабилитолога детского подразделения отделения медицинской реабилитации 10 городской поликлиники Минска.

Рассадка учеников в классе

Рассадка учеников в классе

Рассадка учеников в классе — настоящее искусство. Преследует оно 3 основные задачи:

  • способствует наилучшему усвоению учебного материала;
  • помогает школьникам сохранять здоровье с учетом их физических данных (например, роста) и особенностей организма;
  • помогает создать благоприятный и дружелюбный психологический климат, который не превращает процесс обучения в балаган и не срывает процесс получения знаний благодаря умелому распределению в пределах класса детей с разными типами темпераментов.

Думаем и экспериментируем

Хотя обучение в школе и ассоциируется у нас с рядами парт и строго друг за другом сидящих детей, на деле размещать учеников в классе учитель может по-разному. Все зависит от цели занятия: просто рассказать что-то новое или побудить к дискуссии. Творчество и креативный подход преподавателя сегодня приветствуются как никогда. Известный педагог и автор книг «Педагогика как любовь», «Педагогика общения», «Культура педагогического общения», «Игры в самих себя» и др.

Олег Казанский предлагал варьировать 6 основных форм рассадки.

1. Авторитарная рассадка.

Учитель делится новой информацией. Классическая форма, когда ученики сидят в несколько рядов. Чтобы поболтать с соседом, нужно напрячься и повертеться. Поэтому здесь главная задача ученика — слушать. Педагог же выступает в роли лидера.

2.Демократическая рассадка, творческий полукруг

Ребята чувствуют себя в коллективе, хорошо видят каждого человека. Благодаря этому создается атмосфера созидания. Учитель выступает руководителем.

3. «Круглый стол»

Круг замкнут, число участников ограничено. В таком положении хорошо проводить обсуждения, мозговые штурмы. Позиция педагога здесь нейтральная, «как все».

4. Дискуссионная, конкурирующая рассадка

Ученики сидят рядами друг напротив друга. Так проще высказывать разные точки зрения, спорить. Позиция преподавателя — арбитр.

5. Лучевая, состязательная

Основная изюминка здесь — наличие двух педагогов с разными подходами к изложению материала. Их позиция — наставники, советники.

6. Групповая, коллективно-творческая

Хорошо подходит для работы в малых группах. Учитель здесь выступает как организатор.

Устал сидеть на уроке — постой.

Рекомендации для учителя

Большая часть уроков, как правило, все же проходит в условиях обычной рассадки по рядам. И тут учителю необходимо учесть как нюансы касательно здоровья своих подопечных, так и их психологической совместимости.

На основании ежегодных медосмотров, врачи-педиатры в поликлиниках по месту жительства записывают рекомендации по питанию, физической активности, рассадке в классе. Эти сведения заносят в индивидуальный «листок здоровья», который ведут в школе для каждого ученика.

 
Елена Марковцова
Врач-реабилитолог детского подразделения отделения медицинской реабилитации 10 городской поликлиники Минска
Обычно мы рекомендуем менять местами детей каждую четверть (в гимназиях — каждый семестр). Это важно для профилактики нарушений осанки, искривления позвоночника, косоглазия. Если проблемы уже имеются, врач-специалист из поликлиники обязательно делает отметку об этом в справке о состоянии здоровья и приводит свои рекомендации. Например, ребенку с правосторонним сколиозом посоветуют сидеть в левом или среднем ряду, чтобы не усугублять течение заболевания. Строго в среднем ряду сидят, как правило, дети по рекомендации офтальмолога (например, с миопией средней степени) или хирурга-ортопеда.

Ученики начальной школы теперь могут учиться не только сидя, но и стоя. Непоседам сложно порой выдержать на месте целый урок. Поэтому специально для младших школьников в школы Минска закупают конторки. Их может быть от 2 до 4 в каждом классе. Утомившийся сидеть ребенок может немного размяться и постоять. Да и урок становится не таким формальным.

Меланхолики, сангвиники, холерики, флегматики. Квест на совместимость для учителя

 
Аксана Якубеня
Практикующий психолог, семейный психотерапевт, член Белорусского Общества Психологов
Рекомендую классному руководителю учитывать при рассадке личностные качества и тип темперамента детей.

Так, для ребенка-сангвиника лучшим соседом по парте будет меланхолик. В этом случае лидерство останется за сангвиником и он сможет поддержать соседа. Учитывая сложности в общении и сближении с окружающими, которые возникают у меланхолика, такой тандем станет хорошим.

Если за одной партой будут сидеть два меланхолика, это чревато тем, что в дальнейшем они будут взаимодействовать только друг с другом (причем достаточно успешно). Однако на фоне всего класса они могут быть обособлены, их придется постоянно вовлекать в жизнь всего коллектива.

Для ребенка-холерика, несдержанного и вспыльчивого, отличной парой станет флегматик. Он, в свою очередь, будет оказывать успокаивающие влияние на холерика. Эта пара, как огонь и вода или плюс и минус, они дополняют друг друга, их взаимоотношения всегда развиваются вполне гармонично.

А вот два холерика за одной партой — это практически всегда очень яростная борьба. Учиться при всей их кипучей деятельности практически невозможно.

Флегматику будет спокойно за одной партой с меланхоликом. Обидчивость и ранимость соседа он воспримет спокойно.

Два флегматика, которые держат свои эмоции при себе, будут очень уравновешенной парой. Однако, на мой взгляд, это не будет способствовать самораскрытию детей в коллективе.

Для ребенка-флегматика плодотворным будет взаимодействие с сангвиником, поскольку последний способен помочь ему в процессе обучения. Сангвинику нужно меньше времени на выполнение какого-либо задания, поэтому он сможет что-то подсказать флегматику и ускорить его.

Рассадка детей в классе — целое искусство. Учесть нужно все: насколько хорошо будет усвоен учебный материал, за какой партой позволяет сидеть ребенку состояние здоровья и даже, совместим ли он психологически со своим соседом по парте. Такие околоучебные нюансы могут здорово повлиять на успеваемость. А значит, умелая их корректировка поможет и в лучшем усвоении знаний.

Exit mobile version