Первый психологический театр «Лютея» (Любовь, театр и я) был основан в Минске в октябре 1994 года как научный проект психолога, профессора кафедры управления и экономики высшей школы РИВШ, кандидата педагогических наук, доцента по специальности «психология» Натальи Романчик. Миссия театра – психологическая помощь зрителям средствами искусства.
Корреспондент портала 24health.by встретилась с руководителем психологического театра «Лютея» Натальей Романчик и попросила рассказать о своем необычном увлечении.
За 23 года существования психологические спектакли «Лютеи» многим своим зрителям не только помогли выйти из непростых жизненных ситуаций, но и посмотреть на мир по-новому, полюбить жизнь и себя.
Надолго запоминаются душевной целебной силой театральные работы любительского коллектива: «Эльфийская сказка» (1995), «Межсезонье. Пятая пора года» (1997), «Зазеркалье моего детства» (2000), «Крылья для ангела» (2014 год) и др., а также спектакли-праздники с обрядовыми элементами. С 2003 года провели несколько больших перформанс-проектов – «Перформанс моей жизни», «Ся, который живет внутри», «Привычка быть счастливым».
– Когда и как родилась «Лютея» и в чем ее особенность?
– Это было 8 мая 1994 года. В Минском тогда еще пединституте, где я преподавала психологию, ко мне подошли мои студенты и предложили придумать такой проект, в котором мы были бы нужны другим людям. Именно тогда пришла идея создать театр психологической помощи, который назвали «Лютеей». В качестве коллективного психолога здесь выступает актерская группа. Базовая основа такого спектакля – модель непростой жизненной ситуации и возможные варианты выхода из нее. Тексты и сценические образы максимально обобщены для восприятия зрителями театрального действия как собственной жизненной ситуации.
Зрители могут пассивно смотреть спектакль или активно участвовать в постановке. Как правило, много времени уходит на то, чтобы подготовить постановку. Сначала определяем научно-методологическую основу его сценария, продумываем художественное воплощение. Актеры проходят курс групповой психотерапии для решения личных проблем по теме спектакля. В «Лютее» – своеобразная пространственная организация показа спектакля: близкое расстояние между зрителями и актерами (до 4 метров). Сцена отсутствует. Чтобы получить терапевтический эффект, спектакль рассчитан на небольшую аудиторию: от 1 до 40 человек, которые садятся по кругу.
– Любовь к театру для вас – случайность или закономерность?
– Театр восхищал меня с детства. Помню, еще в трехлетнем возрасте у меня уже был собственный кукольный театр. Мои пластилиновые куклы-артисты жили в большой коробке от торта. Своих необычных актеров я приклеивала к деревянным катушкам из-под ниток. Включала настольную лампу, и сказка начиналась... В конце концов в 27 лет моя мечта стала явью. Тандем психотерапии и театрального искусства – мой экспериментальный проект, который длится по сей день.
– Недавно довелось посмотреть ваш первый спектакль «Эльфийская сказка». Работа энергетически светлая, с хорошим психологическим эффектом. Зрители получили не только много позитивных эмоций, но и полезных подсказок о том, как наладить отношения в семье, сделать их комфортными. Как появился спектакль?
– Был день рождения очень хорошего человека, которому срочно понадобилась психологическая помощь. Мы решили сделать терапевтический подарок для одного зрителя – день в эльфийском лесу, где он встречается с чудесами, выполняются все его желания, где можно быть свободным, спонтанным, где много любви...
В прошлом году его восстановили, сделав спектакль-тренинг, цель которого – научить любить себя, свою жизнь и быть ответственным за нее.
– Впечатляет и спектакль «Межсезонье. Пятая пора года» – модель проживания ситуации потери, где каждый ищет выход из собственного межсезонья...
– Это довольно сложная работа о том, как пережить смерть родных и близких. Три актера представляют внутренний мир человека, остальные – его внешний мир, борьбу чувств. Идет терапевтическая психологическая помощь: зрители вместе с актерами переживают горе и получают опыт правильного выхода из трудной жизненной ситуации.
– На спектакле «Зазеркалье моего детства» у каждого есть возможность вернуться в мир детства, где не только зеленее травы и щедрее дожди, а и очень болезненные душевные травмы, которые иногда остаются на всю жизнь...
– Для этого спектакля наши актеры самостоятельно делают куклы, каждая из которых – тот внутренний Ребенок, живущий в душе каждого. Действие дает возможность заново пережить, залечить те психологические травмы, которые болезненной занозой остались в душе со времен детства и стали проблемами взрослого человека.
Это страх одиночества, обиды, чувство вины... Задача нашей драматической и психологической работы – дать возможность зрителю понять своего внутреннего Ребенка, простить обиды и полюбить его, вернув непосредственность мировосприятия, свободу и радость бытия.
Одна из последних наших психолого-драматургических работ «Крылья для ангела», родившаяся 6 лет назад из проекта «Привычка быть счастливым». Она о том, как преодолевать жизненные кризисы, как искать внутренние силы, уверенность и вдохновение. Душа человека проходит через семь смертных грехов и наконец находит выход, приобретает первозданные крылья. Спектакль помогает заглянуть в глубину человеческих чувств, встретиться с той частью своей сути, что дается нам при рождении – она всегда помнит, ради чего мы пришли на свет...
С 2003 года мы совершили перформанс-проекты «Перформанс моей жизни», «Ся, который живет внутри» и «Привычка быть счастливым». Это – новая форма работы, когда каждый наш актер ставит маленький спектакль на тему той базовой психологической проблемы, которая не позволяет ему быть счастливым. В маленьком действии (до семи минут) он не только показывает проблему, но предлагает выход из нее.
– Что дает работа в психологическом театре?
– Большое профессиональное и моральное удовлетворение. Наш проект, как вы уже поняли, не коммерческий, и мы за это не имеем никаких материальных благ. Исключение, когда несколько лет назад выступали в Германии, заработали деньги, на которые приобрели лекарства для тяжелобольных детей.
– Какие изменения произошли за это время в «Лютее» и в вашей личной жизни?
– Благодаря этому необычному театру я приобрела много друзей, встретила свою любовь и вышла замуж. Теперь наша десятилетняя дочь Арсения – один из активных актеров «Лютеи». Она не только играет драматические роли, но и красиво поет. У Арсении есть свой маленький кукольный театр. Правда, куклы там не пластилиновые, как когда-то в моем детстве, а настоящие (смеется). У мужа Андрея – свое хобби. Он снимает фильмы о наших психологических спектаклях. Театр стал нашим семейным увлечением, частью нашей души.
К сожалению, по сей день нет своего помещения. В последние годы нам охотно предоставляет свой зал Республиканский театр белорусской драматургии. Часто выступаем там, где пригласят. Недавно показывали «Эльфийскую сказку» на базе отдыха «Волма» в Дзержинском районе, куда нас пригласила общественная организация «Родные люди». После спектакля приятно было услышать теплые отзывы: «Ваш спектакль – подарок судьбы мне и моему ребенку», «Мы отдохнули душой»...
Бывают на наших спектаклях и зарубежные гости – из Италии, Германии, Испании, Украины, Японии, России. Когда однажды никак не могли найти переводчика для зрителя из Германии, он оптимистично воскликнул: «Не надо перевода! И так понятно, ведь здесь – возвращение традиционных духовных ценностей и душевного здоровья человека. Все как по Библии!»
Фото – Сергей Мицевич.