3 ноября

Театр психотерапии. Крылья от «Лютеи»

Будь счастливым
161 0 179
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Недавно психологическому театру «Лютея» (Любовь, Театр, Я) исполнилось 25 лет. Об этом необычном коллективе мы уже рассказывали на сайте «Здоровые люди». Тема психологической помощи через театральные постановки вызвала неподдельный интерес у посетителей, и наш корреспондент снова встретилась с ее руководителем, кандидатом педагогических наук, доцентом по специальности «Психология», профессором кафедры управления и экономики высшей школы Республиканского института высшей школы Натальей Романчик, которая рассказала о секретах творческого долголетия этого уникального коллектива, о новых работах «Лютеи» и о том, как они врачуют душу.

Наталья Викторовна, удивительно, чтобы любительский коллектив жил так долго и счастливо. В чем секрет творческого долголетия «Лютеи»?

Как я вам уже рассказывала ранее, сначала это была просто попытка моих студентов, у которых я преподавала в педагогическом университете, не расставаться. Всем им не хватало профессионального общения и учителя. Хотелось помочь им приобрести профессиональные психологические навыки, а также навыки в области социальной педагогики — то, что выходило за пределы программы, посмотреть, как теория работает на практике.

За годы жизни мне пришлось пройти много образовательных ступенек. Еще в трехлетнем возрасте у меня была картонная коробка-сцена, где «играли» куклы из пластилина, в первом классе я впервые вышла на сцену как актер и как музыкант. Потом – Минское училище искусств, где я получила специализацию «руководитель оркестра». И еще два высших образования в Минском государственном педагогическом институте – педагогика и методика воспитательной работы, психология семейной жизни; переподготовка по специальности « Практическая психология». Потом переподготовка по специальности «менеджмент в сфере образования». В прошлом году я окончила Европейский институт психодрамы по специальности «психодрама-терапевт».

Сколько актеров в «Лютее» и есть ли среди них ваши студенты?

Первый состав был самым многочисленным: первые полгода нас было 33 человека. Потом группа структурировалась: 16 – оптимальное число для постановки. Более 10 человек из первого состава играют в театре и сегодня. Это Лора Галицкая, Андрей Соловей, Слава Лесковский, Сергей Завадский, Алена Пыко, Елена Доценко и другие. Это почти половина труппы нашего постоянного состава. Это достаточно много для творческого коллектива, который все эти годы никем не финансируется.

Что дает вам силы и желание не уходить со сцены?

Чувство морального удовлетворения от понимания того, что ты реально помогаешь людям, которые пришли в театр за психологической поддержкой. Счастье, когда ты осознаешь, что помогаешь людям быть здоровыми и счастливыми. Замечаешь радость в потухших глазах. Видишь, как меняется в лучшую сторону их судьба, качество их жизни.

Работа со зрителем выстроена терапевтической группой как единым коллективным психологом. Поэтому вначале нужно было помочь актерам решить свои проблемы, научиться быть счастливыми и более успешными, а они в свою очередь помогут тем, кто приходит на спектакль. Иногда случается, что люди из зрительного зала приходят к нам в театр в качестве участников. Так попали к нам Оля Кирвель, Алена Диковицкая. Они вошли в труппу и вмести с нами уже пятый год.

Одна из ваших последних работ – «Крылья для ангела». Как этот спектакль врачует души зрителей?

У нас не бывает одинаковых спектаклей. Эта работа появилась почти три года назад, но каждый год мы что-то добавляли, обновляли и всякий раз спектакли были не похожи на предыдущие. Его тема – ответ на вопрос, как пройти через жизненный кризис. Сначала мы разрабатывали тему именно кризиса среднего возраста, а потом эту тематику расширили. Обозначили обобщенную схему самого кризиса, чтобы определить пути выхода из этого состояния. Это спектакль о том, какие возможности даны человеку. О поиске внутренней силы, свободы, уверенности, вдохновения и творчества.

Спектакль помогает заглянуть внутрь собственной души и встретиться со своим Внутренним Ребенком, той частью себя, которая дана нам при рождении, которая всегда помнит, для чего мы приходим в эту жизнь.

Спектакль дает возможность обрести свободу от страха и неверия, отпустить обиду и вину, преодолеть зависть, жадность и гордыню. Учит благодарить за прожитый опыт, принимать и прощать. Обращает к темам смысла жизни и своего предназначения, веры в себя и свои силы.

В спектакле большую роль играет музыка. Ее написал участник нашего театра молодой композитор Даниил Куликовских.

Видимо, важно и то, что действо очень точно выстроено на научной основе…

Безусловно. Методологически это очень сложная и кропотливая работа, где научно обоснован каждый текст, звук, цвет и символ. Учитывается огромное количество мельчайших деталей. Каждый новый показ для нас всегда как новый спектакль, поскольку мы учитываем запросы и проблематику людей, пришедших именно на этот спектакль.

Мы заранее формируем зрительскую аудиторию, так как количество зрителей всегда ограничено спецификой психологического театра, которая предполагает не более 30 человек на одном показе. Наша работа рассчитана на психически здоровых людей, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Многие ваши спектакли стали основой долговременных проектов. Недавняя психологическая работа «Лютеи» также связана с рождением очередного проекта?

Это спектакль-откровение. Мы назвали его «Status nascendi, или Встречи с внутренним ребенком». В спектакле девять эпизодов. В каждом своя тема: развод родителей, насилие над детьми, трансгенерационные травмы, детские страхи, нерожденные дети, материнство. Каждый эпизод состоит из трех частей. В первой показываем, как человек живет в настоящем, определяет status nascendi – время и место рождения деструктивной роли. Во второй части работа в сверхреальности, где рождается новая роль. В третьем эпизоде актер пробует себя в новой роли.

В чем уникальность этой работы?

Спектакль совсем не похож на другие, его поставили по собственным терапевтическим историям. Год шла подготовка. Мы выявили наиболее острые темы, чтобы воплотить их на сцене. Эпизоды (мини-спектакли) получились очень трогательными. Зрители выходили на сцену, помогая актерам. В последнем эпизоде происходит чудо рождения. Зрители понимают, что они не одиноки и не уникальны в своей беде. Именно здесь, на сцене, они получают крылья...

Фото из личного архива Натальи Романчик.

   

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOKTwitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

161 0 179

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Чтобы перейти к обсуждению, выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх