Этикетки на продуктах – это не просто яркие наклейки, содержащие информацию о сроке годности товара. Они помогают потребителям делать осознанный выбор, ориентируясь на свои предпочтения и потребности в питании. Правильное чтение этикеток может сыграть решающую роль в поддержании здоровья. Рассказываем, какие сведения о продукте нужно искать на наклейке.
Название продукта
Как правило, название – это первое, что привлекает внимание. Некоторые производители могут использовать громкие фразы, чтобы создать иллюзию более качественного и полезного продукта. Отсюда и надписи: «био», «без сахара», «фитнес», «без холестерина». На что только не идут маркетологи, чтобы продать товар! Однако в таких "биопродуктах" так же, как и в любых других, можно найти и запрещенные красители, и усилители вкуса, и много других нежелательных добавок.
Часто на наклейках содержатся отметки, указывающие на особенности их производства, например, «без генетически модифицированных организмов» или «органическое». Эти надписи могут говорить о более высоком качестве продукта, но всегда стоит проверять дополнительные сертификаты и информацию.
Состав продукта
Состав обычно указывается в порядке убавления, то есть ингредиенты, содержащиеся в продукте в большем количестве, идут первыми.
Обращайте внимание на указание следующей информации.
- Трансжиры и первичные масла. Их уровень должен быть минимальным. Такие ингредиенты производитель добавляет, чтобы удешевить продукцию и увеличить срок хранения. Надписи «гидрогенизированный жир», «кулинарный жир», «частично модифицированные масла», «спред», «маргарин», «заменитель молочного жира», «растительные масла» говорят о наличии трансжиров. Неправильное питание с высоким содержанием трансжиров может стать причиной повышенного уровня «плохого холестерина».
Продукты, содержащие трансжиры: чипсы, фастфуды, картофель, приготовленный во фритюре, шоколадные плитки, торты, соусы, печенье с низкой стоимостью и даже мороженое.
- Сахара и сахарозаменители. Нужно понимать, что сахарозаменители тоже бывают калорийными (например, 1 ч.л. коричневого сахара содержит 12 калорий, кокосовый сахар в 100 граммах – 380 калорий, а сахар тростниковый нерафинированный –400 калорий). Некоторые заменители сахара вообще лучше не использовать – например, аспартам.
К сведению: аспартам ранее относили к группе «потенциально канцерогенных веществ». Канцерогены могут изменять ДНК и становиться провоцирующим фактором роста злокачественных опухолей. Аспартам есть в газированных напитках многих известных марок, поэтому при покупке нужно внимательно читать состав и сделать выбор в пользу полезных напитков.
- Консерванты, красители. Некоторые из них могут негативно сказываться на здоровье детей: повышать тревожность, вызывать аллергию и даже влиять на рост онкоклеток при длительном употреблении. Производитель не утаивает это (мелким шрифтом на продукции такая информация может быть указана).
Пищевая ценность
Этикетка обязательно должна содержать информацию о пищевой ценности, которая включает:
- Калорийность (на 100 граммов или на порцию). Маленький размер продукта не говорит о том, что он низкокалорийный.
Некоторые худеющие жалуются, что мало едят, но вес стоит на месте. Например, сырок в глазури, 2 чебурека, 100 граммов вареной колбасы с батоном – это приблизительно 1000 калорий. Еды мало, а калорий много. Поэтому нужно обращать внимание на калорийность. Особенно, если следите за фигурой.
- Содержание углеводов, белков и жиров. Их соотношение может подсказать, подходит продукт для вашего рациона или нет. Ежедневное переедание приводит к ожирению и влияет на качество фигуры. Если вы начнете читать состав, то даже пельмени сможете найти с хорошим составом БЖУ, где будет больше белка и меньше жира.
- Витамины и минералы. Если в продукт были добавлены витамины или минеральные вещества, их обязательно должны перечислить на этикетке. Наличие этих микроэлементов говорит о большей полезности продукта. Однако надпись на подсолнечном масле "обогащено витамином Е" – это рекламный ход.
Низкая стоимость мясной продукции говорит о том, что в ней могут содержаться добавки, которые удерживают воду и повышают массу самого продукта. Если колбаса изготовлена не из мяса в чистом виде, а, например, из мяса птицы механической обвалки, это уже неполноценное с точки зрения пищевой ценности сырье.
- Размер порции. На этикетках часто указывается размер порции, от которого рассчитываются все другие значения. Не стоит определять порции на глаз. Это может привести к неправильной интерпретации значения калорийности и других нутриентов.
- Срок годности. Важно обращать внимание на срок годности и условия хранения. Продукты, которые были просрочены или неправильно хранились, приводят к отравлениям и другим последствиям.
Прийдя в магазин, выбирайте хлебные изделия со сроком хранения до 3 суток. Молочная продукция также не должна долго храниться: чем дольше срок хранения йогурта, тем меньше пользы. Незамороженное мясо при температуре от 0 до + 2 градусов хранится всего 1-3 дня.
К сведению: для продления срока годности скоропортящихся продуктов производитель добавляет консерванты.
- Аллергены. Этикетки должны содержать информацию о возможных аллергических реакциях. Это особенно важно для людей, страдающих от пищевой аллергии или имеющих непереносимость тех или иных продуктов. Добросовестный производитель не станет скрывать эту информацию.
- Усилители вкуса и аромата. Продукция с такими добавками говорит о низком качестве. Самым распространенным усилителем вкуса является глутамат натрия (Е 621). Переизбыток такого вещества в организме может вызвать головные боли и неприятные симптомы в желудочно-кишечном тракте.
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен