08.08.2022
08.08.2022

Расти детей. Как школьная мебель влияет на успеваемость

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Лето вышло на финишную прямую. Хотя впереди еще три недели каникул, приближение школьных будней с каждым днем ощущается все сильнее. На «школьных базарах» уже многолюдно из-за желающих без спешки и толкотни собрать необходимое к новому учебному году — канцелярку, школьную форму, портфели и рюкзаки

Но есть один момент, который, как правило, остается без особого внимания со стороны родителей: мебель для школьника. Между тем, столы, стулья, парты и прочая школьная мебель, которые в том числе определяют условия организации образовательного процесса, могут оказывать влияние и на здоровье ребенка, и в определенном смысле на его успеваемость.

Белорусские гигиенисты провели любопытное исследование, которое показало, что современные школьники буквально «выросли» из школьной мебели, имеющейся в учреждениях образования в настоящее время. Что это значит и как быть, журналисту портала Здоровые люди рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Карпович.

Школа. Мебель. Ученик

Школьная мебель

В течение учебного года дети большую часть времени проводят в школе, а процесс обучения традиционно связан с длительным нахождением в позе сидя минимум 5 дней в неделю. Причем, как в школе – на уроках, так и дома – при выполнении домашних учебных заданий. Поэтому едва ли кто-то станет спорить, что условия организации того самого образовательного процесса могут в значительной степени оказывать влияние на состояние здоровья детей (особенно в период интенсивного роста и развития, который практически совпадает с периодом обучения в школе).

При этом воздействие факторов, связанных с организацией рабочих мест школьников, является регулярным и длительным. Проще говоря, ежедневное многочасовое сидение на школьном стуле за партой, которые не соответствуют ростовым и другим физиологическим параметрам ребенка, неизбежно приведет к нарушению осанки, деформации позвоночника, изменению остроты зрения и прочим сопутствующим нарушениям и расстройствам в здоровье ребенка. А это, в свою очередь, неминуемо отразится на его когнитивных способностях, работоспособности и, как следствие, успеваемости.

Поэтому организации рабочих мест в учреждениях образования всегда уделялось особое внимание. Школьная мебель, например, подбирается в зависимости от роста учащихся в соответствии с ростовой шкалой, а педагогам вменено в обязанности проводить работу по формированию правильной осанки и рабочей позы у детей.

— Однако в настоящее время педагоги и медицинские работники отмечают ряд трудностей, которые возникают при организации рабочих мест школьников, — говорит Наталья Карпович. – И эти трудности связаны, вероятно, с изменениями в физическом развитии современных детей.

Школьники, да не те

Исследователи в разных странах отмечают, что современные школьники отличаются от своих сверстников ХХ века: они стали выше, изменились пропорции тела.

Такие изменения безусловно влияют на выбор мебели и должны быть учтены при организации учебных рабочих мест в школах.

— Соответствие мебели размерам тела ребенка создает условия для поддержания оптимальной рабочей позы во время занятий и способствует сохранению здоровья, — объясняет Наталья Карпович. — Для правильной организации рабочих мест необходимо изучение особенностей физического развития современных школьников.

По словам эксперта, специалистами лаборатории гигиены детей и подростков были проведены научные исследования, направленные как раз на то, чтобы актуализировать подходы к организации рабочих мест школьников. В исследовании приняли участие 1250 учеников 1-4 классов из школ Минска и райцентров Брестской, Витебской и Гродненской областей.

Результаты хронометражных наблюдений показали, что лишь 14% детей на протяжении всего 45-минутного урока поддерживали правильную рабочую позу. Остальные «нарушали»: у половины детей было отмечено отсутствие опоры на ступни (то есть, ноги не доставали до пола, «болтались» в воздухе), каждый третий ребенок, сидя за партой, сутулился. У 22% учеников наблюдалась асимметрия плеч (боковые наклоны), еще у 22% — низкий наклон головы при письме, чтении и т.д.

Также при анкетировании учащихся младших классов было установлено, что, несмотря на организацию рабочих мест школьников в полном соответствии с действующими требованиями, дети часто жаловались на дискомфорт, связанный со следующими причинами:

  • неудобство рабочего места для письма — 30%;
  • неудобство рабочего места для чтения — 16%;
  • мебель не подходит по размеру — 22,6%.

Были зафиксированы также субъективные жалобы на:

  • утомляемость. О ней заявило 35,5% детей, принявших участие в исследовании;
  • боли в области шеи — 17,7%,
  • боли в области спины — 14,5%.

— По результатам измерения антропометрических показателей установлено, что у детей одного роста наблюдался существенный разброс значений показателей, определяющих функциональные размеры мебели, — продолжает Наталья Карпович. — При подборе мебели в соответствии с ростом и действующим стандартом функциональные размеры мебели не соответствовали размерам тела современных школьников более чем в половине случаев.

Чаще всего мебель (в частности, стулья) не соответствовала по высоте сиденья длине голени детей (значение антропометрического показателя «высота подколенной ямки»).

— При этом необходимо отметить, — поясняет эксперт, — что возможность комфортно расположить стопы на полу является важным критерием, позволяющим ребенку длительно поддерживать оптимальную рабочую позу. Опора на стопы снижает нагрузку на ягодичную область и заднюю поверхность бедер, обеспечивает основу правильной позы и осанки в положении сидя. Ученики, чье рабочее школьное место было оборудовано в соответствии с показателем «высота подколенной ямки», демонстрировали лучшие результаты при выполнении психофизиологических тестов, характеризующих состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, способность к зрительно-моторной координации.

Таким образом, заключает эксперт, использование значения показателя «высота подколенной ямки» в качестве критерия для выбора мебели учащимся начальных классов позволит улучшить организацию рабочих мест школьников, не проводя при этом одномоментную замену существующей ученической мебели.

Администрации школ и гимназий уделяют большое внимание организации здоровьесберегающей школьной среды, а педагоги начальной школы грамотны в вопросах рассадки детей и соблюдения ими правильной рабочей позы.

Как правильно обустроить рабочее место школьника дома

Физкультминутки и зрительная гимнастика, необходимые для снятия физического, психоэмоционального утомления и профилактики нарушений зрения, являются обязательными структурными элементами уроков во всех классах начальной школы.

Школьники, да не те

Но уповать только на школу в вопросах сохранения здоровья своего ребенка не совсем правильно. Формирование мотивации на здоровый образ жизни, обучение основам гигиенической грамотности и создание условий для развития ребенка – это в первую очередь задача семьи. Именно поэтому организация рабочего места школьника дома имеет не менее важное значение.

Правила и советы экспертов, как дома обустроить рабочее место ребенка, читайте в этом материале.

Также перед началом учебного года не лишним будет вспомнить и повторить с детьми зрительную гимнастику.

Сколиоз у детей. Причины, лечение и профилактика

 

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».