Буллинг, или систематическая травля в учебных коллективах, – старое, а потому уже хорошо изученное явление. На данный момент известна теория такого насилия и разработаны действенные алгоритмы помощи. Поэтому справиться с проблемой вполне реально, если есть желание.
Мы сделали выжимку теории из Международного пособия, разработанного экспертами образовательных учреждений и общественных организаций стран Восточной Европы и Центральной Азии, ЮНЕСКО и Детского фонда ООН.
Необходимые условия решения проблемы буллинга
Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы насилия в учреждениях образования нужно два важных условия:
- Признать буллинг, а не скрывать, чтобы «не портить репутацию учреждения», «не выносить сор из избы».
- Учителям, родителям и другим ответственным взрослым провести ревизию собственных ценностей. Успех в профилактике буллинга зависит от отношения взрослых к насилию в целом. И здесь есть проблемы. По данным Глобальной инициативы за искоренение всех видов телесных наказаний в отношении детей, лишь в 34 странах такие наказания запрещены независимо от места проживания или пребывания детей. Не говоря уже про вербальное, психологическое насилие. Если в умах взрослых унижение достоинства, буллинг – это «полезная школа жизни», «неизбежность в детских коллективах», «несерьезная проблема», «культурная норма», «необходимая мера для поддержания дисциплины», то навряд ли самые передовые меры и алгоритмы профилактики сработают на практике.
Почему это важно
В буллинге страдают не только жертвы травли, но и обидчики, и свидетели, и родители участников конфликта, и сотрудники учреждения.
Последствия насилия серьезно влияют на жизнь человека, отражаются на его эмоциональном и когнитивном развитии, здоровье, психике.
Законы, стадии, факторы буллинга
Законы
- В основе буллинга – желание обидчика самоутвердиться через демонстрацию физической силы или других форм насилия.
- Без свидетелей и поддержки окружающих буллинг теряет смысл для обидчика.
- Безнаказанность повышает авторитет обидчика среди сторонников и укрепляет группировку.
- Попытка жертв защитить себя с помощью ответной агрессии нередко усугубляет ситуацию.
- Буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется вмешательство взрослых.
- Для решения проблемы защита и помощь нужна как пострадавшим, так и обидчикам, и свидетелям.
Стадии
Исследователи проблемы выделяют 4 стадии буллинга:
- Образование группировки. Вокруг «лидера», стремящегося самоутвердиться, может образоваться группа «сторонников», которые тоже стремятся к доминированию или к защите «лидера». Если проявления насилия не остановить, группировка будет укрепляться.
- Жертва теряет волю к сопротивлению. Невмешательство учителей, равнодушие одноклассников ведет к систематической травле, и дети постепенно теряют способность и волю к сопротивлению, становясь более уязвимыми для последующих нападений.
- Обвинение и самообвинение жертвы. Окружающие, привыкнув к постоянным издевательствам над человеком, начинают его же в этом и обвинять. И сами пострадавшие начинают верить в то, что виноваты в издевательствах над собой. Это их пугает и деморализует.
- Изгнание. Затравленные дети, стремясь избежать встреч с обидчиком, лишней травматизации, начинают эпизодически пропускать занятия, школу («академический вред буллинга»).
Часто на этой стадии в ситуацию вмешиваются взрослые и предлагают перевести пострадавшего/шую в другой класс/школу. При этом не заботясь оказать им социально-психологическую помощь. Но непроработанная глубокая травма может помешать интегрироваться в новый учебный коллектив, быть причиной повторения буллинга.
Без поддержки пострадавшие могут задуматься о суициде.
Факторы, которые способствуют буллингу
- Неблагоприятный социально-психологический климат в школе/образовательном учреждении.
- Отсутствие контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия.
- Неумение педагогов оказывать адекватную помощь участникам.
- Равнодушие к происходящему других учащихся и их родителей.
- Насильственное поведение учителей/администраторов к ученикам и друг с другом: унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, рукоприкладство, дискриминация.
- Завышенные требования к учебе или дисциплине.
- Занижение оценок за нежелательное поведение.
- Выделение педагогом кого-то в качестве положительного или отрицательного примера.
- Стимулирование соперничества между детьми.
- Насилие внутри семьи.
- Отсутствие доверительных, нормальных отношений с родителями.
- Установки родителей подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.
Психология участников буллинга
Чтобы решить проблему и выстроить алгоритм действий по профилактике и предотвращению буллинга, важно понять, почему участники (пострадавшие и свидетели) конфликта не обращаются за помощью. Исследователи утверждают, что это, в основном, происходит по двум причинам:
- Дети не верят, что учителя или родители смогут помочь, или думают, что после их вмешательства будет еще хуже.
- Дети стыдятся «закладывать» обидчиков, быть «стукачами», что, по их мнению, чревато еще большим отторжением.
Свидетели – очень важная составляющая процесса, которые также страдают: испытывают чувства беспомощности, вины из-за бездействия, страх оказаться на месте жертвы. Поэтому некоторые начинают ассоциировать себя с силой (обидчиком) и находят различные оправдания насилию, обвиняют в нем пострадавших.
Повторные акты насилия притупляют чувство сострадания, формирует толерантность к агрессии. Поэтому без помощи свидетелям решить вопрос с ликвидацией насилия невозможно, утверждают эксперты. Это же касается и обидчиков. Для них опыт успешного доминирования в школе/училище может закрепиться как единственный возможный способ завоевать положение в сообществе. Тогда они будут транслировать его и во взрослой жизни.
Если буллинг - отражение домашнего насилия, то нужно грамотно выстраивать коммуникацию с родителями обидчиков. Страх родительского наказания может временно заставить ребенка/подростка отказаться от насилия, но не устранит саму причину агрессии.
Среди свидетелей могут быть защитники, которые стараются вмешаться, чтобы прекратить насилие. Но это не всегда сработает: в силу возраста они не знают, как грамотно помочь. Поэтому разорвать круг насилия без вмешательства взрослых не получится.
Что делать при буллинге?
Международный опыт говорит, что лучший выход - разработать в учреждении образования политику в отношении насилия. В этом системном документе:
- закрепляется понимание всех видов насилия;
- прописывается четкий, эффективный и безопасный алгоритм реагирования и помощи участникам конфликтов: все знают, куда обращаться и что делать;
- обозначается план мероприятий по предотвращению насилия в учреждении.
Элементы этой политики включаются в устав, правила поведения, должностные обязанности сотрудников. Реализация предполагает, к примеру, организацию службы психологической поддержки, обучение педработников позитивному воспитанию и поддержанию дисциплины, обучение детей навыкам ненасильственного разрешения конфликтов, образовательную работу с родителями о профилактике насилия.
Шаблоны такой политики, планов есть. Можно брать и применять на практике. Чтобы это не стало формальным процессом, в создании документа необходимо участие всех заинтересованных сторон: администрации, учителей, родителей, советов учащихся.
ПАМЯТКИ-СОВЕТЫ Советы родителям ребенка-обидчика
- Выясните, почему ребенок прибег к насилию, независимо от причины предложите ему представить, как может себя чувствовать обиженный.
- Спросите, что он собирается делать, чтобы исправить ситуацию, и через некоторое время поинтересуйтесь, как ему это удалось.
- Предложите ребенку извиниться перед тем, кого он обидел, объясните, что это признак силы, а не слабости.
- Приведите примеры из жизни, как вы вышли из конфликтной ситуации или отреагировали на выпады другого человека.
- Обратитесь к психологу, если, на ваш взгляд, ребенку требуется медицинская или психологическая помощь в преодолении агрессии.
Советы учителю по формированию доброжелательного климата
- Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам учебного коллектива, разъясняйте ученикам, как вести и разговаривать уважительно.
- Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
- Используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как надо», а не как «не надо».
- Привлекайте учащихся к совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к решению общих задач.
- Поощряйте участие застенчивых и робких детей, давайте им задания, в которых они смогут реализовать.
- Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального, религиозного и др.), а также различных способностей и умений, физических и интеллектуальных возможностей.
- Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес учащихся.
- Не противопоставляйте ученика коллективу ни в положительном, ни в отрицательном ключе.
- Не сравнивайте учеников, их способности, умения, достижения, не обсуждайте недостатки и слабые места, чтобы не провоцировать насмешки и издевательства над ними.
- Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
- Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Вынося порицание, давайте характеристику поступку и возможным последствиям ученика, а не его личности.
- Обсуждая то, что случилось, не делайте заключений, что ученик ведет себя так всегда. Это только закрепляет негативное поведение.
- Не призывайте весь класс к коллективной ответственности за нарушение дисциплины, какой-либо проступок отдельного ученика или его неспособность выполнить коллективное задание.
Читайте в следующем материале 28 марта: Как справляться с последствиями буллинга и не допустить его повторения. Советы психолога Вероники Михалко >>>
Как справиться с последствиями буллинга и не допустить его повторения. Советы психолога