Site icon Здоровые люди

Преподаватель VS студент. Как решить конфликт. Отвечает медиатор

конфликт

Конфликт студента и преподавателя – не такая уж редкая ситуация. Иногда причина заключается в плохом поведении и нежелании выполнять требования педагога, в других случаях – взаимная неприязнь сторон, но бывает и банальная история – предвзятое отношение преподавателя к студенту.

Как избежать таких конфликтов? Что делать, чтобы не допустить ошибок и не усугубить ситуацию? Стоит ли вмешиваться родителям студента? Журналист информационного портала «Здоровые люди» спросила у нашего эксперта – кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ Минска, директора учебно-практического учреждения «МедиаторОк проф» и Белорусской лиги семейных медиаторов Оксаны Шульги.

Почему возникают конфликты

студент

Конфликты между преподавателем и студентом возникают по разным причинам, среди которых можно выделить следующие:

  • действия студентов, связанные с их учебно-профессиональной деятельностью. Например, они не выполняют требования преподавателя или делают это некачественно.

Оксана Шульга:

– К такой ситуации могут приводить самые разные факторы. Например, различное понимание требований преподавателя. Не всегда преподаватель ясно, последовательно и логично может донести до студентов, что им необходимо освоить или выполнить. Кроме того, студенты имеют разный уровень интеллектуальной подготовки и развития, поэтому у них могут возникать трудности в усвоении материала. Еще одна причина, что студенты игнорируют требования преподавателя, может быть связана с утомлением или состоянием стресса. Поэтому в каждом конкретном случае следует выяснить истинные причины сложившейся ситуации.

  • действия преподавателя как его реакция на поведение или результат деятельности студента: неудачное замечание, сарказм, угрозы, использование системы наказания.
  • отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений преподавателя и студентов. Например, преподаватель может использовать свой статус для давления на студента, что приводит к личной неприязни и затяжному конфликту.

В Беларуси в рамках диссертационного исследования был проведен опрос студентов, который показал, что около 70% из них испытывают неприязнь к некоторым преподавателем, связанную со следующими факторами:

  • преподаватель враждебно относится к студентам – 67%;
  • преподаватель демонстрирует отрицательные качества – 53%;
  • преподаватель несправедливо оценивает знания – 29%;
  • учитель плохо владеет своей специальностью – 12%.

Оксана Шульга:

– Нередки случаи, когда негативное отношение студента к преподавателю переносится и на предмет, который он преподает. Поэтому в основе конфликтных отношений между сторонами часто лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога.

Как избежать развития конфликта

В первую очередь необходимо определить, в чем заключаются на самом деле причины конфликта. Если это связано с отсутствием взаимопонимания, то диалог поможет выяснить противоречия и разногласия. Важно, чтобы преподаватель строил отношения на принципах равенства. Впрочем, если преподаватель давит, доминирует над студентом своими знаниями, опытом, регалиями, между ними сложно создать отношения сотрудничества, рассказала Оксана Шульга.

Четко аргументировать

Вместе с тем, уверена эксперт, обязанность в разрешении и недопущении таких конфликтов должна, в первую очередь, лежать на преподавателе. Например, важно, чтобы выставляя отметку, педагог мог ее обосновать так, чтобы студенту было понятно, а на основе этих замечаний можно было улучшить качество своей работы. Если есть претензии к посещаемости или работе на занятиях, следует их четко аргументировать, не избегать и не «мстить» студенту с помощью, например, отказа от отработки или ее игнорирования. На занятиях необходимо создать доброжелательную обстановку, ситуации сотрудничества и творческого взаимообмена. Благополучное разрешение такого конфликта зависит от этого типа отношений.

Не зацикливаться на личности оппонента

Если студент и преподаватель хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на своих интересах, которые на самом деле имеют много точек соприкосновения, а не на личности оппонента, говорит Оксана Шульга.

Оксана Шульга:

– Устойчивое негативное отношение сторон друг к другу проявляется в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Такое негативное отношение необходимо снизить, смягчить и осознать, что мы все разные. Нужно критически относиться к собственным действиям и позициям. Бывает порой сложно, но лучше постараться выделить позитивные качества оппонента, его положительные намерения и ресурсы, которые помогут выйти из ситуации. 

Не будет лишним, если каждый из участников посмотрит на сложившуюся ситуацию глазами своего оппонента. Осознает, какие возникли барьеры для конструктивного выхода из ситуации, какие возможные мотивы действий были у каждого участника.

Разрядить обстановку

Хорошо бы находить творческие и неординарные решения выхода из сложной ситуации. Если в конфликте много негативных эмоций, лучше вначале разрядить обстановку, а потом уже решать.

Оксана Шульга:

– При разрешении конфликта необходимо придерживаться спокойного и уверенного голоса и тона. Важно демонстрировать свою заинтересованность в положительном исходе сложившейся ситуации. Решения выхода из ситуации обсуждать совместно, определить наиболее подходящие для обеих сторон.

Стоит ли вмешиваться родителям?

Если отношения не сложились, в первую очередь следует попробовать решить проблемы с преподавателем, не привлекая никого со стороны. Частая причина конфликтов – банальное непонимание.

Если родители вмешиваются в конфликт, отмечает эксперт, то преподавателю необходимо их выслушать и поставить себя на их место, понять их переживания. Но лучше разрешать ситуацию без их участия, если этого не получится, можно пригласить нейтрального посредника, который не будет защищать ничью сторону и поможет найти взаимоприемлемые решения.

Важно помнить о последствиях, которые могут произойти, если ситуация между преподавателем и студентом не будет решена. В частности:

  • ухудшение успеваемости, дисциплины со стороны студента;
  • нарушение личных и деловых взаимоотношений;
  • ухудшение социально-психологического климата в учебной группе;
  • негативные переживания из-за неразрешенной ситуации.
Exit mobile version