30.10.2022
30.10.2022

Как не выгореть на первом курсе. Советы студентам и их родителям

logo
Победи стресс
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Первый курс любого учебного заведения – это всегда новые впечатления, знакомства, преподаватели и требования, это самостоятельность и ответственность. Именно первый курс обучения – наиболее трудный, когда студент, по сути, вчерашний школьник, остро нуждается в поддержке семьи.

Как помочь своему ребенку освоиться в новых для него условиях и не разочароваться уже к первой сессии? Спросили совета у нашего эксперта – кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ Минска, директора учебно-практического учреждения «МедиаторОк проф» и Белорусской лиги семейных медиаторов Оксаны Шульги.

Советы родителям студента

советы студенту -  Адаптация студента в ВУЗе

Теперь точно все будет по-новому

Нередко первокурсник пытается успеть буквально везде, охватить все и сразу, волнуется, когда что-то получается, а что-то нет. Приходят первые разочарования. Появляется желание все бросить или пустить на самотек. Как этого избежать? Нужна мотивация.

Режим обучения в вузе не похож на тот, который был в школе. Учеба в профессиональном учебном заведении требует от студента гораздо большей самостоятельности.

Не всегда в вузе проверяют присутствие на занятиях, поэтому для того, чтобы учиться, необходима более сильная мотивация, чем ранее. Поговорите с вашим ребенком, постарайтесь вместе ответить на вопросы:

  • Зачем мне высшее образования?
  • Что я планирую получить от обучения в вузе или колледже?
  • Что мне даст получение специальности?

Оксана Шульга:

– Помните, что вашим первокурсникам предстоит осознать себя в новом для него качестве, влиться в новый коллектив, найти общий язык с преподавателями, разобраться и привыкнуть к новым условиям обучения. Он попал в новые условия, и требуется время, чтобы в них сориентироваться. Примерно первые полтора – два месяца после начала учебного года новоиспеченному студенту необходимы для того, чтобы самостоятельно выстроить свой учебный процесс.

Советы студентам

конспект

Больше усидчивости и дисциплины

Если в школе родители и учителя могли заботиться об успеваемости, то в вузе это становится в основном заботой и зоной ответственности самого студента. Это потребует больше усилий, усидчивости, дисциплины. Ведь необходимо приобрести новые навыки обучения. Например, конспектирование, которое позволит запоминать большое количество материала.

Оксана Шульга:

– Конспектирование требует освоение новых навыков, надо научиться вычленять главное, выработать для себя схему, которая будет понятной и простой для запоминания. Например, можно использовать символы сокращения: => (следовательно), ≈ (приблизительно), = (равно, то же самое).

приемы запоминания

Приемы запоминания

В юношеском возрасте, рассказала Оксана Шульга, происходят изменения в системе психических познавательных процессов. В частности, в этот период могут качественно меняться некоторые особенности нашей психики. Например, продолжает формироваться чувство юмора и оптимизма, которое окончательно складывается к 25 годам. Изменяется объем зрительного и слухового восприятия, но для этого необходима тренировка и постоянные занятия. Необходимо стимулировать свою мозговую активность, давать себе почаще зарядку для ума. Это один из самых лучших периодов для усвоения многих знаний и формирования умений.

Поэтому необходимо освоить новые приемы запоминания:

  • Неоднократный повтор изучаемой информации.
  • Материал следует осмыслить, а не «заучить». Нужно постараться соотнести и установить ее связь с той информацией, которая уже хранится в долговременной памяти.

Оксана Шульга:

– Осмысленное запоминание включает понимание содержания, сущности материала, анализ существующих смысловых и логических связей. Смысловые связи лучше сохраняются в долговременной памяти, их проще воспроизвести в дальнейшем.

  • Сделать акцент на длительное запоминание. Если информацию запоминать механически, то это может привести к ее поверхностному усвоению. Вместе с тем комбинация осмысленного запоминания и механического повторения дает хороший эффект.

Оксана Шульга:

– Важен так называемый эмоциональный фон материала. Намного лучше запоминается информация, которая имеет положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную, совсем плохо – факты, которые не имеют вообще никакого эмоционального фона. Более того, сильные эмоциональные реакции, причем независимо от их фона, способствуют снижению устойчивости памяти. В то же время умеренные положительные эмоции повышают устойчивость памяти и улучшают ее продуктивность.

Более того, добавила эксперт, при среднем уровне шума материал запоминается лучше (причем он лучше воспроизводится после суток, нежели сразу после заучивания), чем при тишине или сильном шуме.

повторение темы

Повторение еще раз повторение

Нужно учитывать, что забывание вначале происходит довольно быстро, поэтому повторять материал нужно как можно раньше, а не тогда, когда он полностью стерся из памяти.

Повторение имеет две основные функции:

  • освежает информацию, которая хранится в кратковременной памяти, чтобы предотвратить ее забывание;
  • повторяемая информация переходит в долговременную память, тем самым повышается прочность ее запоминания.

режим дня

Режим дня

Для эффективной адаптации и хорошей успеваемости необходимо соблюдать режим дня, подчеркнула Оксана Шульга. Он должен учитывать индивидуальные черты характера ребенка, а также включать разнообразные виды деятельности. Поэтому родителям по возможности следует создать все необходимые условия для полноценного обучения и исключить отвлекающие факторы.

Оксана Шульга:

– Это лучшее время, чтобы узнать возможности ребенка и развивать не только интеллектуальные, но и другие способности: музыкальные, лингвистические, спортивные и т.д. Недостаток сна (укладываться спать нужно не позднее 23 часов, необходим 8-часовой сон), отсутствие перерывов, неправильная диета приводят к снижению продуктивности, ухудшению работы мозга и другим проблемам. Поэтому учиться круглосуточно и не спать по несколько ночей не стоит.

Так или иначе первый курс – период новых знакомств, встреч, общения. Не стоит бояться однокурсников – им тоже страшно. Среди большого потока людей можно найти единомышленников, друзей по интересам. Желательно поддерживать постоянный контакт с одногруппниками.  Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны), резюмировала эксперт.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Родилась и живу в Минске. В 1995 году закончила столичную среднюю школу № 168, затем поступила в Белорусский государственный университет на факультет журналистики. После завершения учебы в 2000 году была распределена в Белорусское телеграфное агентство (БелТА), где 8 лет проработала специальным корреспондентом отдела политической и социальной информации. В разные годы освещала события в сфере науки, культуры, образования и здравоохранения. В 2011 году ушла в пресс-службу Министерства здравоохранения.Круг моих обязанностей включал, в том числе организацию встреч специалистов со СМИ, составление пресс-релизов, обеспечение журналистов информацией о деятельности сферы здравоохранения, а также подготовку оперативных комментариев экспертов и формирование новостной ленты официального сайта Министерства. С 2017 года работаю собственным корреспондентом отдела интернет проектов «Редакции газеты «Медицинский вестник». Являюсь автором публикаций на информационном портале «Здоровые люди» и сайте для подростков «Teenage.by».