Надо признать, что вопрос буллинга (системной травли) в белорусских школах на данный момент не решается на системном уровне и зачастую вообще не обозначается как проблема.
Когда у родителей нет возможности повлиять на сам процесс травли в школе, на первый план выходит вопрос, как справляться с его последствиями и не допустить повторения. Попробуем разобраться.
Буллинг в школе
Много лет я работаю как психолог-консультант в сфере альтернативного образования. Ко мне довольно часто обращаются родители, которые вынужденно ищут альтернативу школе именно из-за буллинга.
Важные моменты для работы психолога с последствиями травли:
- Все родители, которые обращаются ко мне за помощью, обладают большой осознанностью, заинтересованы в благополучии своих детей, не потеряли их привязанности, пользуются авторитетом. Тем не менее даже дети из этих семей сталкиваются с буллингом. Таким образом, относительно благополучная семейная ситуация не застраховывает от его возникновения, и, наоборот, если ребенка травят в школе, это не свидетельствует напрямую о неблагополучии семейной ситуации.
- Если на уровне школы (или альтернативной родительской инициативы) проблема не признается, травля раньше или позже распространяется и на родителей. Как правило, ко мне на консультацию с запросом ухода из школьной системы родители приходят уже в ситуации, когда буллингу подверглась вся семья.
Как это происходит?
Учитель/администрация школы не желает признать и/или не может справиться с ситуацией буллинга, жалобы/просьбы/требования со стороны родителей не прекращаются, и сами родители становятся проблемой для школы. В итоге все сводится к обвинению родителей в том, что их ребенок не такой/ая, они не так воспитали/настроили, не компетентны как родители.
Фактически, это классическая ситуация виктимблейминга, когда в проблемах обвиняют самих пострадавших, а в данном случае еще и их родителей.
- Травля может возникнуть в любом детском коллективе, в том числе немногочисленном, альтернативном, созданном с самыми гуманными представлениями об образовании и воспитании – в кружке, частной школе, семейном классе, детском лагере и т.д. Дорогая частная школа с маленьким классом – не гарантия отсутствия травли, иногда, наоборот, ее статусность и декларируемые ценности не позволяют сразу назвать вещи своими именами и обозначить проблему.
Последствия буллинга и основные выводы для родителей
Я всегда на стороне родителей, обратившихся ко мне за помощью
И, естественно, на стороне их ребенка. Среди моих клиентов нет взрослых, которые явно становятся на сторону «обидчиков» и администрации школы, однако у всех родителей уверенность в своей правоте бывает неизбежно подорвана, они опасаются встретить такое же отношение, которое и привело их на консультацию. Иногда достаточно минимальной информации и просто уверенно поддерживающего отношения, чтобы родители снова почувствовали свою компетентность и наметили шаги по самостоятельному решению проблемы.
Тот же принцип можно перенести на отношение родителей к своему ребенку в ситуации травли – однозначно, без сомнений быть на стороне ребенка. Даже если ваш ребенок и есть «булли»-обидчик. Да, это сложнее, чем поддерживать того, кого буллят, но другого пути нет.
Только из поддержки и сотрудничества родителей с ребенком можно разрешить ситуацию травли.
Я возвращаю родителей к их целям
Это кропотливая работа. Родители, отдавая ребенка в школу, семейный класс, кружок, всегда преследуют какую-то определенную цель: качественное образование, приятное времяпрепровождение, освоение умений, общение в дружелюбном коллективе или т. п.
В ситуации травли у родителей сбивается прицел – изначальная цель выпадает из поля зрения, ее заменяют цели борьбы и выживания – избежать, доказать, отбиться, бороться, опровергнуть, потерпеть, отомстить…
Если помочь родителям снизить эмоциональный накал от процесса борьбы, часто становится очевидным, что цель, ради которой ребенок все еще ходит в проблемный коллектив, не достигается или изначально была там не достижима.
Так, например, у родителей могла быть цель, чтобы ребенок учился в небольшом классе в уютной дружелюбной обстановке, академические успехи не были приоритетом семьи, и именно за это родители были готовы платить деньги. А в итоге семья получает соревновательную, конкурентную среду, гонку за академической успеваемостью, при этом ребенка буллят за медлительность, несообразительность, нежелание конкурировать.
Родители переключают внимание на решение проблем, которые породила среда, и упускают из вида то, ради чего поместили туда своего ребенка. Крайне важно вернуться на позицию «заказчика», выбирающего среду и услуги под потребности ребенка и семьи.
Родители точно так же могут помочь ребенку вернуться в позицию выбирающего, задав такие вопросы:
Когда ты решил/а ходить сюда, что ты хотел/а получить? Эти преподаватели/ученики помогают тебе в этом сейчас? В этом месте ты можешь достичь своей цели?»
Моя цель – возвращение достоинства родителям и ребенку.
Роль «жертвы» неизбежно отнимает много сил, энергии, принижает, лишает ресурсов, дерзновения, «сминает» образ себя, представление о себе – лишает ощущения собственного достоинства. Я доверяю компетентности родителей, обоснованности их претензий к травмирующей среде, помогаю вернуться в позицию выбирающих подходящее для своего ребенка и, тем самым, помогаю вернуть утерянное достоинство. Из этой позиции и самоощущения все решения и действия имеют принципиально другое значение.
Например, перевод ребенка в другую школу уже не будет восприниматься как бегство, капитуляция, провал, а будет тем, чем является – сменой неподходящего места обучения/преподавателя/коллектива на подходящее, отвечающее запросам и целям семьи и ребенка.
Это особенно важно для мужчин, отцов, которые легко эмоционально включаются в ситуацию травли и часто очень болезненно переживают невозможность защитить своего ребенка, восстановить справедливость или хотя бы в какой-то форме отомстить обидчикам.
Я настраиваю родителей на целенаправленный поиск поддержки в своем окружении и хотя бы временное исключение из него неподдерживающих людей.
Семья, которая подверглась травле, находится в уязвимом состоянии, главная ее задача – прекратить травлю и восстановиться. Не доказывать кому-то свою правоту, «нормальность», «невиноватость», а заниматься конкретно вопросами собственного восстановления, просить и получать поддержку близких, друзей, знакомых, помогающих специалистов. Причем помощь и поддержка нужны не только ребенку, но и родителям.
Как избежать, вовремя заметить, пресечь буллинг в школе, не допустить повторения в новом коллективе?
Рекомендации родителям
1. Отдавать ребенка в заботливо созданный коллектив, организатор которого знает о проблеме травли, готов ее признать и работать над ее профилактикой и преодолением. Почему это так важно? От травли страдают не только ее «жертвы», но и сами «обидчики», и свидетели, поэтому нужно стремиться не только к тому, чтобы оградить своего ребенка от роли «жертвы», а вообще не допустить травли в том коллективе, где находится ребенок.
2. Быть на стороне ребенка. Привязанность ребенка к родителям и значимым взрослым, крепкая связь, доверие и уверенность, что родители всегда на его/ее стороне, всегда окажут помощь, снижает вероятность возникновения травли или помогает быстро и с наименьшим вредом разрешить проблемную ситуацию.
3. Проработать ситуацию травли с психологом. Проговаривание, проживание с большой вероятностью поможет избежать повторения этой ситуации в другом коллективе. Причем желательно, чтобы работа велась и с родителями.
Именно спокойные и уверенные в себе родители – основа спокойствия и уверенности ребенка.
Фото А. Воскресенского и из открытых интернет-источников