23.03.2021
23.03.2021

Как бороться с буллингом? Теория насилия + Памятки учителям и родителям

logo
Воспитание детей
0 142
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Буллинг, или систематическая травля в учебных коллективах, – старое, а потому уже хорошо изученное явление. На данный момент известна теория такого насилия и разработаны действенные алгоритмы помощи. Поэтому справиться с проблемой вполне реально, если есть желание.

Мы сделали выжимку теории из Международного пособия, разработанного экспертами образовательных учреждений и общественных организаций стран Восточной Европы и Центральной Азии, ЮНЕСКО и Детского фонда ООН.

Необходимые условия решения проблемы буллинга

буллинг

Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы насилия в учреждениях образования нужно два важных условия:

  1. Признать буллинг, а не скрывать, чтобы «не портить репутацию учреждения», «не выносить сор из избы».
  2. Учителям, родителям и другим ответственным взрослым провести ревизию собственных ценностей. Успех в профилактике буллинга зависит от отношения взрослых к насилию в целом. И здесь есть проблемы. По данным Глобальной инициативы за искоренение всех видов телесных наказаний в отношении детей, лишь в 34 странах такие наказания запрещены независимо от места проживания или пребывания детей. Не говоря уже про вербальное, психологическое насилие. Если в умах взрослых унижение достоинства, буллинг – это «полезная школа жизни», «неизбежность в детских коллективах», «несерьезная проблема», «культурная норма», «необходимая мера для поддержания дисциплины», то навряд ли самые передовые меры и алгоритмы профилактики сработают на практике.

Почему это важно

В буллинге страдают не только жертвы травли, но и обидчики, и свидетели, и родители участников конфликта, и сотрудники учреждения. Последствия насилия серьезно влияют на жизнь человека, отражаются на его эмоциональном и когнитивном развитии, здоровье, психике.

Законы, стадии, факторы буллинга

Законы

  • В основе буллинга – желание обидчика самоутвердиться через демонстрацию физической силы или других форм насилия.
  • Без свидетелей и поддержки окружающих буллинг теряет смысл для обидчика.
  • Безнаказанность повышает авторитет обидчика среди сторонников и укрепляет группировку.
  • Попытка жертв защитить себя с помощью ответной агрессии нередко усугубляет ситуацию.
  • Буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется вмешательство взрослых.
  • Для решения проблемы защита и помощь нужна как пострадавшим, так и обидчикам, и свидетелям.

Стадии

Исследователи проблемы выделяют 4 стадии буллинга:

  1. Образование группировки. Вокруг «лидера», стремящегося самоутвердиться, может образоваться группа «сторонников», которые тоже стремятся к доминированию или к защите «лидера». Если проявления насилия не остановить, группировка будет укрепляться.
  2. Жертва теряет волю к сопротивлению. Невмешательство учителей, равнодушие одноклассников ведет к систематической травле, и дети постепенно теряют способность и волю к сопротивлению, становясь более уязвимыми для последующих нападений.
  3. Обвинение и самообвинение жертвы. Окружающие, привыкнув к постоянным издевательствам над человеком, начинают его же в этом и обвинять. И сами пострадавшие начинают верить в то, что виноваты в издевательствах над собой. Это их пугает и деморализует.
  4. Изгнание. Затравленные дети, стремясь избежать встреч с обидчиком, лишней травматизации, начинают эпизодически пропускать занятия, школу («академический вред буллинга»).

Часто на этой стадии в ситуацию вмешиваются взрослые и предлагают перевести пострадавшего/шую в другой класс/школу. При этом не заботясь оказать им социально-психологическую помощь. Но непроработанная глубокая травма может помешать интегрироваться в новый учебный коллектив, быть причиной повторения буллинга.

Без поддержки пострадавшие могут задуматься о суициде.

Факторы, которые способствуют буллингу

слезы

  • Неблагоприятный социально-психологический климат в школе/образовательном учреждении.
  • Отсутствие контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия.
  • Неумение педагогов оказывать адекватную помощь участникам.
  • Равнодушие к происходящему других учащихся и их родителей.
  • Насильственное поведение учителей/администраторов к ученикам и друг с другом: унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, рукоприкладство, дискриминация.
  • Завышенные требования к учебе или дисциплине.
  • Занижение оценок за нежелательное поведение.
  • Выделение педагогом кого-то в качестве положительного или отрицательного примера.
  • Стимулирование соперничества между детьми.
  • Насилие внутри семьи.
  • Отсутствие доверительных, нормальных отношений с родителями.
  • Установки родителей подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.

Психология участников буллинга

Чтобы решить проблему и выстроить алгоритм действий по профилактике и предотвращению буллинга, важно понять, почему участники (пострадавшие и свидетели) конфликта не обращаются за помощью.  Исследователи утверждают, что это, в основном, происходит по двум причинам:

  1. Дети не верят, что учителя или родители смогут помочь, или думают, что после их вмешательства будет еще хуже.
  2. Дети стыдятся «закладывать» обидчиков, быть «стукачами», что, по их мнению, чревато еще большим отторжением.

Свидетели – очень важная составляющая процесса, которые также страдают: испытывают чувства беспомощности, вины из-за бездействия, страх оказаться на месте жертвы. Поэтому некоторые начинают ассоциировать себя с силой (обидчиком) и находят различные оправдания насилию, обвиняют в нем пострадавших. Повторные акты насилия притупляют чувство сострадания, формирует толерантность к агрессии. Поэтому без помощи свидетелям решить вопрос с ликвидацией насилия невозможно, утверждают эксперты. Это же касается и обидчиков. Для них опыт успешного доминирования в школе/училище может закрепиться как единственный возможный способ завоевать положение в сообществе. Тогда они будут транслировать его и во взрослой жизни. Если буллинг - отражение домашнего насилия, то нужно грамотно выстраивать коммуникацию с родителями обидчиков. Страх родительского наказания может временно заставить ребенка/подростка отказаться от насилия, но не устранит саму причину агрессии.

Среди свидетелей могут быть защитники, которые стараются вмешаться, чтобы прекратить насилие. Но это не всегда сработает: в силу возраста они не знают, как грамотно помочь. Поэтому разорвать круг насилия без вмешательства взрослых не получится.

Что делать при буллинге?

учитель

Международный опыт говорит, что лучший выход - разработать в учреждении образования политику в отношении насилия. В этом системном документе:

  • закрепляется понимание всех видов насилия;
  • прописывается четкий, эффективный и безопасный алгоритм реагирования и помощи участникам конфликтов: все знают, куда обращаться и что делать;
  • обозначается план мероприятий по предотвращению насилия в учреждении.

Элементы этой политики включаются в устав, правила поведения, должностные обязанности сотрудников. Реализация предполагает, к примеру, организацию службы психологической поддержки, обучение педработников позитивному воспитанию и поддержанию дисциплины, обучение детей навыкам ненасильственного разрешения конфликтов, образовательную работу с родителями о профилактике насилия.

Шаблоны такой политики, планов есть. Можно брать и применять на практике. Чтобы это не стало формальным процессом, в создании документа необходимо участие всех заинтересованных сторон: администрации, учителей, родителей, советов учащихся.

Читайте в следующем материале 28 марта: Как справляться с последствиями буллинга и не допустить его повторения. Советы психолога Вероники Михалко.

Михалко

ПАМЯТКИ-СОВЕТЫстоп буллинг

Советы родителям ребенка-обидчика

Советы учителю по формированию доброжелательного климата

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 142

Журналист и медиатор, в журналистике около 20 лет. Основной интерес - социальные проблемы. Закончила журфак БГУ. До портала «Здоровые люди» и газеты «Медицинский вестник» работала в редакции "Аргументы и факты" в Беларуси, еженедельниках «СССР: постфактум», «Московский комсомолец в Беларуси», национальной общественно-просветительской газета «Культура», Интернет-издании Оpen.by. Член Белорусской ассоциации журналистов. Материалы Анны выделяются чёткой структурой, глубиной раскрытия темы и своей аналитичностью. Хобби: литература, написание детских книг. Автор проектов: ТеДДи (Трибуна для детей) - национальная площадка для высказывания мнений и позиций детей по волнующим проблемам (совместный проект еженедельника «Аргументы и факты» в Беларуси, РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», Представительства Детского фонда ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ)./Врачи – тоже люди (24health.)/Домашний уход за тяжелобольными (совместно с Белорусским Обществом Красного Креста) (24health.by) /Врачебные онлайн-конференции (24health.by совместно с tut.by).