Подростки... Сначала они недовольны собственной внешностью, потом теряют голову от первой любви, конфликтуют с родителями и даже угрожают самоубийством… Есть две новости. Первая: это не плохое воспитание, а закономерные изменения в головном мозге на уровне молекул и нейронов. Вторая: это не навсегда.
Проблем станет меньше, если разобраться, что происходит в мозгу подростка. А в этом нам помогла врач-психиатр, психотерапевт, кандидат мед. наук, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава РФ Анна Кузюкова.
Когда начинается подростковый возраст
Подростковый возраст обычно начинается с 12 лет и заканчивается к 20 годам: 12–16 лет — ранний подростковый период, 17–20 — поздний подростковый период, или юношество.
В подростково-юношеский период происходят следующие особенности: активный рост организма и мощная гормональная перестройка обуславливают половое созревание. Основной скачок роста у девочек начинается в 11–12 лет, тогда как у мальчиков ближе к 13 годам. За год ребенок может прибавить в росте на 8–10 сантиметров.
Максимального роста девушки достигают к 15–17 годам, юноши в 16–18. И в связи с таким активным ростом могут возникать различные сенсации со стороны сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, не успевающих адаптироваться к происходящим изменениям.
Этапы формирования психики подростков
Если условно посмотреть на этапы формирования психики в подростковом возрасте, то можно выделить 3 этапа.
Первый период — недовольство собственной внешностью. Его еще называют дисморфофобический (дис — расстройство, морфо — тело). Пик этих переживаний приходится на 12–14 лет. А т.к. формирование развития и рост происходят непропорционально, то подростки нередко испытывают комплексы по поводу своих внешних либо моральных данных. Выискивают у себя недостатки фигуры, пытаются их корректировать.
Второй — период оппозиции, его еще называют протестом против отцов. Он развивается ближе к 14–16 годам и характеризуется повышенным стремлением к самостоятельности, независимости. Характерны грубость, импульсивность, расторможенность влечений, агрессивность и неуправляемость. Это все связано с тем, что лимбическая система в этот период доминирует, роль префронтальной коры головного мозга ослаблена.
Третий период — философический, или метафизический. Он относится к более позднему юношескому этапу. Характеризуется появлением интересов к различным вопросам бытия, увеличением философией, религией, оккультными направлениями. Это связано с активным формированием префронтальной коры, наблюдается когнитивный всплеск.
Осознание половой принадлежности
Изменения пропорций тела происходят неравномерно. Сначала до взрослых размеров увеличивается голова, кисти рук, а затем конечности (руки, ноги), и в последнюю очередь туловище. И подросток часто чувствует себя неуклюжим, неловким из-за такой нормальной физиологической неравномерности отдельных частей тела.
В период пубертата появляются отчетливые сексуальные влечения, осуществляется становление полоролевой идентичности, происходит идентификация со своим полом на уровнях сознания и эмоций.
Феминность – характеристика, связанная с женским полом, эмоциональностью, уязвимостью. Это интуиция, ориентация на дом, семью и социальные ценности. Тогда как маскулинность отвечает за высокий рост, силу, интеллект, обеспечивающие успех в жизни.
В подростковом возрасте гендерные представления достаточно жестки и стереотипны. Юноши и подростки могут искоренять из себя все, что у них ассоциируется с женской частью. Стремятся быть брутальными, специально ведут себя грубо, демонстрируя свою маскулинность.
Почему первая любовь не забывается
Замечали, что в подростковом возрасте многое воспринимается ярче? Например, мороженое слаще, поцелуи приятнее, любовь головокружительнее. А по мере взросления такие ощущения ослабевают. Но всему есть нейробиологическое объяснение.
Так, с рождения до 6-летнего возраста в головном мозге отмечается постепенное увеличение обмена серого вещества, а с раннего подросткового периода — отчетливое уменьшение. Происходит так называемый прунинг — сокращение числа синапсов (контактов, связей между нейронами) для повышения эффективности нейрональной сети. Уменьшение серого вещества обусловлено отмиранием тех нейронов и синапсов, которые либо не используются вообще, либо используются недостаточно эффективно. Мозг как бы убирает все лишнее, что не эффективно.
Одновременно происходит активный прирост белого вещества, которое осуществляется за счет нейронизации сохранившихся синейронов, покрытия аксонов (длинных отростков нервных клеток) миелином (необходим для более надежной и быстрой передачи сигнала по нервной системе).
В первую очередь миелинизации подвергаются именно те нейроны, которые наиболее электрически активны. Рост белого вещества напрямую связан с возрастным улучшением когнитивных способностей человека. И именно в пубертате энергичнее всего миелинизируются связи, идущие от коры головного мозга к другим структурам.
Также в подростково-юношеский период происходит активное формирование системы психологического вознаграждения, где центральное место отводится прилежащему ядру — центру удовольствия. Идущие от коры головного мозга сигналы вызывают ощущение награды или положительные эмоции: наслаждение, удовлетворение, эйфорию.
При возникновении положительных эмоций прилежащее ядро активируется дофамином. А в дальнейшем информация из него передается в префронтальную кору.
Добавочное ядро (входит в состав ядер глазодвигательного нерва) активно увеличивается и достигает максимального размера именно в подростково-юношеском периоде. В дальнейшем (по достижении 16 лет) оно уменьшается в размере.
У подростков происходит усиление дофаминергической передачи, за счет чего многие события воспринимаются ярче. Это связано с тем, что достижение максимума прилежащего ядра приходится на 16-летний возраст, потом оно уменьшается. Поэтому первая любовь, пережитая в 16 лет, действительно не забывается.
За плохим поведением может скрываться психическое расстройство
Подростковый период является особо уязвимым для развития психических расстройств. Часто возникают такие состояния как шизофрения, биполярное расстройство, шизоаффективные психозы и происходит формирование личностных расстройств, аномалий характера. Именно в этот период появляются самые тяжелые формы шизофрении, приводящей к личностной деградации.
Психические расстройства, возникающие в подростково-юношеский период, часто маскируются особенностями подростковой психики и трудно отличимы от нормального протекания периода взросления. Психиатры, которые занимаются подростковой психиатрией, нередко затрудняются провести грани — норма ли это, вариант развития подростковой психики, или уже болезнь. Поэтому в ряде случаев проводится наблюдение, чтобы понять, как дальше будет происходить развитие особенности.
В связи с отсутствием в структуре юношеских депрессий выраженной двигательной и мысленной заторможенности эти состояния часто просматриваются и диагностируются лишь ретроспективно, после перехода болезни на следующий уровень.
Депрессия у подростков не похожа на взрослую. Человек ходит в школу, общается, не лежит сутками в постели. Для подростков это нормально, они действительно как бы не выпадают из социальной жизни, но могут испытывать тяжелые, мучительные переживания. И высокий суицидальный риск у них связан именно с импульсивностью. Если пожилые люди хотят покончить с жизнью, то они эту идею очень активно вынашивают, готовятся к ней и четко планируют, а потом реализуют.
У подростка же суицидальное намерение может возникнуть сиюминутно. Даже если 5 минут назад он чувствовал себя достаточно неплохо, никаких суицидальных намерений не имел, то потом очень быстро может принять решение расстаться с жизнью. Вот эта импульсивность очень опасна.
Маниакальные состояния часто расцениваются как подростковые особенности, плохое поведение, невоспитанность в связи с отсутствием выраженного ускорения мышления или двигательной активности. То есть человек может находиться в мании, а люди могут думать, что это просто дефект характера, плохое воспитание, плохое поведение.
Биполярные расстройства чаще всего манифестируют именно в 14–15 лет. Правильный диагноз нередко ставится только через 8 лет от начала заболевания. Но не из-за того что врачи неквалифицированные, а из-за того что их очень трудно отличить.
Что делать родителям? Набраться терпения и не провоцировать. Появились сомнения в психическом здоровье чада — обратитесь за медицинской помощью.
Продолжение следует
*Информация озвучена в рамках 37-й Всероссийской онлайн-школы «Коморбидный неврологический пациент: когнитивные и эмоциональные нарушения, астения, инсомния в реальной клинической практике»