1 марта

Самый простой способ вырастить умного ребенка – играть в развивающие игры

Воспитай личность
3 0 108
Автор:
Валентина Мохор
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Да, все так просто. Развить логику, память и воображение, помочь малышу раньше заговорить, научиться различать цвета, формы и размеры, ориентироваться во времени и пространстве и еще множество других полезных навыков и знаний ребенку может дать простая игра. От родителей требуется всего ничего: предложить малышу развивающую игру и... составить ему компанию. Причем, соблюдение обоих условий одинаково важно. Потому что подобранные не по возрасту и интересам ребенка, а также без активного родительского участия хотя бы на начальном этапе, любые, даже самые эффективные с точки зрения педагогики развивающие игры рискуют стать грудой бесполезных и неинтересных малышу кубиков и карточек.

Чтобы не допустить ошибки, давайте разбираться вместе, кому, когда и во что играть.

У каждого возраста свои развивающие игры

Все без исключения игры ставят перед ребенком определенную задачу, ориентированную на его возраст, соответственно, делятся на игры для детей:

  • до 1 года;
  • от 1 года до 3-х лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 6 до 7 лет;
  • от 8 до 10 лет

В зависимости от цели игры помогают развивать:

  • мелкую моторику;
  • речь;
  • логику;
  • память;
  • внимание;
  • воображение.

А также учат познавать окружающий мир и правильно вести себя в различных ситуациях.

Маленькие первооткрыватели от 1 года до 3-х лет

До 1 года развивать младенца не только можно, но и нужно. Основной акцент в этом возрасте – на развитие тактильных ощущений. Поэтому незаменимы будут небольшие мягкие игрушки, которые удобно держать в крошечной руке, с различными наполнителями: шуршащими, звенящими, мелкими шариками, из тканей разных фактур. Ближе к году, когда малыш делает первые попытки ходить, как нельзя кстати придется игрушка-ходилка, которую можно толкать впереди себя. Это не только стимулирует двигательную активность крохи, но и позволит увереннее себя чувствовать в открытом пространстве.

Развивающие игры для детей от 1 года до 3-х лет просты и незатейливы в исполнении.  Сейчас ребенок знакомится с формами, размерами, цветами, получает первые представления о пространстве. Поэтому подходящими играми для него будут разноцветные кубики, которые можно выкладывать в ряд или ставить друг на друга; яркие пирамидки; несложные сортеры (объемные игрушки с отверстиями, в которые нужно вкладывать подходящие по форме и размеру детали); любые предметы, которые можно складывать по принципу матрешки; пазлы с крупными деталями.

Стимулировать речевое развитие помогут как целевые игры на звукоподражание, так и любые занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, рисование пальчиковыми красками, кинетический песок, шнуровка).

Развивающие игры помогают 5-летке объять необъятное

Игры-пятиминутки на развитие памяти и наблюдательности отлично подходят не только малышам от 1 до 3 лет, но и детям 4-5 лет. Предложите ребенку выбрать и запомнить 5 любимых игрушек. Затем одну спрячьте и попросите малыша назвать недостающую. Задачу можно усложнить, увеличив количество игрушек. Либо предложить запомнить, где лежат игрушки, а потом переложить их. Задача ребенка – назвать их первоначальное местоположение.

Возраст 4-5 лет – подходящее время для развивающих игр по принципу «кто где живет», «чьи следы», «чей малыш», «убери лишнее» (ребенок учится объединять предметы по общему признаку – посуда, одежда, мебель и т.д. и находить различия).

Именно в этом возрастном промежутке появится интерес к ролевым играм. А значит на «ура» будут куклы со всей необходимой атрибутикой ухода за ними, наборы врача, механика, повара, парикмахера… Эти «обычные» игры научат ребенка ответственности, помогут ему осознать собственную значимость. Так что если ваш малыш однажды схватится за папин молоток или мамину поварешку – не мешайте, дайте ему почувствовать себя Большим и Важным.

В 4-5-летнем возрасте ребенок с удовольствием будет тренировать свое воображение и речевые навыки, если вы предложите ему, например, придумать рассказ по предложенной картинке. И то, и другое благотворно скажется в дальнейшем на его учебе. Собственно, как и первые игры на изучение счета до 10 и букв алфавита. В качестве подспорья можно использовать авторские методики или включить собственную фантазию, применив в качестве «учебного пособия» любые подручные материалы.

Готовить руку к письму полезно и эффективно при помощи раскрасок, рисования по точкам, мини-лабиринтам.

Легкий путь к знаниям

К 6-7 годам у ребенка особенно ярко проявляется стремление к учебе. Поощряйте и не препятствуйте. Собственно, в этом возрасте закрепляются и развиваются навыки предыдущего возрастного периода. Только сложность заданий переходит на новый уровень.

Предлагая развивающие игры детям 8 лет и старше, важно соблюсти баланс: слишком простые и чересчур сложные будут им одинаково неинтересны. В этом возрасте наиболее привлекательны игры, в которых есть момент соперничества и командный дух. Играть можно всей семьей – так интереснее. Отлично подойдут игры на развитие речи, например, составление из заданного слова максимального количества других слов за отведенное время. Уверенности в себе и повышение коммуникабельности придадут такие игры как «Крокодил» или «Кто я?». А шахматы и вовсе – старый добрый способ развить умственные способности и стратегическое мышление.

5 правил игры с детьми, которые необходимо соблюдать

  1. Покупайте для детей только сертифицированные игры и игрушки из безопасных материалов. Лучше, если это будут деревянные игрушки или изготовленные из качественной пластмассы. Обратите внимание, чтобы на деталях не было зазубрин, шероховатостей и острых углов, дабы избежать травмирования. Если у игрушки неприятный посторонний запах, неопрятный вид или цвет, раздражающий глаза, воздержитесь от покупки. Внимательно следите за чистотой игрушек и их целостностью.
  2. Для того, чтобы развивающие игры не оказались потраченными впустую временем и средствами, играйте с ребенком регулярно. Система в этом деле имеет ключевое значение.
  3. Не переигрывайте. Для годовалых малышей достаточно 10-минутной игры. В силу возраста они не могут дольше концентрироваться на одном занятии и усидеть на месте. Для детей до 3-х лет оптимальными будут получасовые игры. С 4-летнего возраста можно постепенно увеличивать игровое время, доведя его к 6 годам до 1 часа.
  4. Никакого насилия! Если у ребенка нет настроения или он быстрее, чем обычно, потерял интерес к игре, не настаивайте. Все-таки это в первую очередь игра для ребенка, она должна быть в удовольствие.
  5. Помните: ребенок усваивает 90% предлагаемых ему знаний, если в буквальном смысле приложил к ним руки (сам слепил, сложил, смастерил); 70% - если повторил услышанное; только 30%, - если просто посмотрел и 20%, - если только послушал. Меньше говорите – больше делайте.

Отрицать очевидную пользу игр для гармоничного развития ребенка может только тот, у кого нет детей. Либо они уже давно выросли. Так давно, что их детство в деталях трудно вспомнить даже самим родителям. У скептиков один ответ: мы своих не развивали целенаправленно, некогда было. И ничего – людьми выросли. Верно! Потому что играли! Не с яркими кубиками, так с березовыми щепками; не с куклами, так с початками кукурузы; не с тематическими картинками, так развивая воображение по любым попавшимся на глаза иллюстрациям. И даже посильная помощь родителям воспринималась, как игра, в которой каждому отведена своя роль.

Живя в современном мире, глупо возвращаться назад в прошлое. Хотя бы потому, что сейчас у родителей гораздо больше возможностей помочь своему ребенку расти гармонично, благодаря огромному количеству полезных развивающих игр. Чуть-чуть времени, чуть-чуть терпения и ребенок с радостью и благодарностью продемонстрирует плоды ваших усилий: будь то звонкое «га-га-га», верно сложенная пирамидка или аккуратно зашнурованный ботинок.

 
Валентина Мохор
3 0 108

Чтобы перейти к обсуждению выполните вход или зарегистрируйтесь

Карта здоровья Беларуси
Наверх