Site icon Здоровые люди

Не просите гиперактивного ребенка взять себя в руки. Советы родителям

СДВГ

Гиперкинетическое расстройство, или более привычный для слуха – синдром дефицита внимания и гиперактивности, относится к тем нарушениям, для которых не существует универсальной таблетки.

В терапии СДВГ лекарственные препараты второстепенны, их назначение оправдано лишь в 10% случаев. По большому счету речь идет даже не о лечении в широко известном смысле, а о коррекции когнитивно-поведенческих нарушений. То есть главная роль отведена отнюдь не врачам, а психологам, педагогам и, в первую очередь, родителям. На последних возлагается особая ответственность.

Почему СДВГ нельзя пускать на самотек и как должны вести себя родители, чтобы помочь, а не навредить своему гиперактивному ребенку, в рамках республиканского научно-практического образовательного семинара «Поведенческие нарушения у детей в практике врача первичного звена» рассказала заместитель главного врача по медицинской части Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга Литвинова.

Серьезнее некуда

диагноз СДВГ

Отсутствие активного медикаментозного лечения не должно создавать у взрослых, воспитывающих ребенка с СДВГ, иллюзию «безобидности» расстройств внимания и поведения и ложных надежд, мол, ничего страшного, со временем перерастет. Действительно, многие клинические проявления СДВГ по мере взросления угасают, становятся менее выраженными. Многие, но не все.

Например, когнитивные особенности, обусловленные дефицитом внимания, сохраняются у большинства людей в любом возрасте, – объясняет Ольга Литвинова. – По мере взросления дети с СДВГ склонны к формированию девиантного поведения, характеризующегося патологической зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ. В будущем высок риск формирования расстройств личности и других психических нарушений. К сожалению, все это создает неблагоприятный фон для каких бы то ни было успехов в образовании и профессиональных достижений.

Полное понимание родителями того, что представляет собой СДВГ, своевременная коррекция нарушений, в том числе посредством формирования правильных поведенческих установок, создания благоприятного быта и атмосферы, в которых воспитывается и обучается ребенок, во многом предотвращают развитие негативных проявлений и последствий гиперкинетического расстройства.

В чем же заключается участие родителей в коррекционном процессе? Практические рекомендации.

Коррекция СДВГ. Что могут родители

  • От взрослых зависит психологическая обстановка в семье. Она должна быть спокойной и комфортной. Не редкость, когда нарушения поведения оказываются реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства, например, на кризисную ситуацию в семье, конфликты с родителями или братьями-сестрами, развод родителей, ощущение ненужности, одиночества и т.д.
  • Четкий режим дня в семье с гиперактивным ребенком – must have. Он делает жизнь всей семьи более упорядоченной.
  • Все взрослые члены семьи должны придерживаться единой линии поведения в воспитании ребенка. Иначе будет, как в басне Крылова, и «воз» не сдвинется с места. Никаких успехов в коррекции СДВГ при таком подходе семья не достигнет.
  • Во время выполнения домашних заданий следует убрать все отвлекающие и раздражающие факторы. Один из ярких клинических признаков СДВГ – это трудности или неспособность ребенка включиться в работу, удерживать внимание во время рабочего процесса и довести свои действия до конца. Не нужно усложнять ему и без того сложную из-за слабости функционирования нервной системы задачу. Внимание ребенка ничто не должно отвлекать. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв, чтобы снять напряжение и избавиться от накопившейся энергии.
  • Ставьте перед ребенком конкретные задачи, формулируя их предельно коротко, четко и ясно. Пространные, многословные задания гиперактивный ребенок попросту не воспримет и оставит без внимания. Не стоит давать несколько заданий сразу, например: иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и садись обедать. Последовательно просите выполнить каждое указание.
  • Подкрепляйте устные инструкции визуально. Это может быть красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать, например, время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
  • Выполнение любого задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. СДВГ характерно искаженное восприятие времени. Детям с гиперкинетическим расстройством трудно управлять временем, правильно его рассчитать, они всегда склонны затягивать процесс. К слову, о «перерастании» синдрома... В качестве примера Ольга Литвинова рассказала об одном любопытном эксперименте среди взрослых. Им предложили простое занятие и спросили, сколько времени понадобится для его выполнения. Все испытуемые в группе взрослых без СДВГ рассчитали тайминг правильно. А в группе людей с СДВГ никто не уложился в отведенное самому себе время. Таким образом, с гиперактивным ребенком нужно оговаривать время на выполнение задания, о смене вида деятельности сообщать заранее – за 10-15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть оповестит будильник или таймер.
  • Обязательно хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

  • В компетенции родителей определить рамки и критерии поведения ребенка. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладость. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с ребенком его успехи в саду, школе или дома. Вознаграждение для ребенка с СДВГ имеет огромное значение, причем оно должно быть быстрым, а не отсроченным во времени. В противном случае ребенок с гиперкинетическим расстройством быстро теряет мотивацию придерживаться «правил игры» и далее.
  • Периодически со стороны людей, особенно не посвященных в проблематику СДВГ, поведение гиперактивных детей может быть расценено, как невоспитанность, грубость, неадекватность. Родители должны четко разъяснить ребенку правила поведения в различных ситуациях. Но вместе с тем количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Тотальные контроль, запреты и ограничения не помогут, а напротив – усугубят проявления поведенческих нарушений.
  • Научите ребенка правильно распределять силы, чтобы сохранять максимум энергии на эффективную деятельность (например, уроки в школе или выполнение домашнего задания), а не распылять ее на второстепенные и не принципиальные задания (например, застегивание пуговиц на рубашке, пусть лучше наденет футболку или свитшот без застежек).
  • Не просите гиперактивного ребенка взять себя в руки, лучше научите его управлять собой. Контролировать свои эмоции и выпустить пар ему помогут «агрессивные» игры. При этом нужно четко оговорить запрещенные, недопустимые приемы: «хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, животным, растениям)»; можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей и т.д. Гиперактивному ребенку просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать без вреда для себя и окружающих.
  • Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), по этой же причине избегайте мест с повышенным скоплением людей (магазины, рынки, массовые мероприятия и проч.).
  • «Движение – это жизнь». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Поэтому спортивные секции и подвижные игры должны быть в расписании гиперактивного ребенка ежедневно.

Но самая главная рекомендация, убеждена Ольга Литвинова, – это не забывать говорить своему ребенку, как сильно вы его любите.

 Фото из открытых интернет-источников носят иллюстративный характер

Exit mobile version