Гиперкинетическое расстройство, или более привычный для слуха – синдром дефицита внимания и гиперактивности, относится к тем нарушениям, для которых не существует универсальной таблетки.
В терапии СДВГ лекарственные препараты второстепенны, их назначение оправдано лишь в 10% случаев. По большому счету речь идет даже не о лечении в широко известном смысле, а о коррекции когнитивно-поведенческих нарушений. То есть главная роль отведена отнюдь не врачам, а психологам, педагогам и, в первую очередь, родителям. На последних возлагается особая ответственность.
Почему СДВГ нельзя пускать на самотек и как должны вести себя родители, чтобы помочь, а не навредить своему гиперактивному ребенку, в рамках республиканского научно-практического образовательного семинара «Поведенческие нарушения у детей в практике врача первичного звена» рассказала заместитель главного врача по медицинской части Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга Литвинова.
Серьезнее некуда
Отсутствие активного медикаментозного лечения не должно создавать у взрослых, воспитывающих ребенка с СДВГ, иллюзию «безобидности» расстройств внимания и поведения и ложных надежд, мол, ничего страшного, со временем перерастет. Действительно, многие клинические проявления СДВГ по мере взросления угасают, становятся менее выраженными. Многие, но не все.
– Например, когнитивные особенности, обусловленные дефицитом внимания, сохраняются у большинства людей в любом возрасте, – объясняет Ольга Литвинова. – По мере взросления дети с СДВГ склонны к формированию девиантного поведения, характеризующегося патологической зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ. В будущем высок риск формирования расстройств личности и других психических нарушений. К сожалению, все это создает неблагоприятный фон для каких бы то ни было успехов в образовании и профессиональных достижений.
Полное понимание родителями того, что представляет собой СДВГ, своевременная коррекция нарушений, в том числе посредством формирования правильных поведенческих установок, создания благоприятного быта и атмосферы, в которых воспитывается и обучается ребенок, во многом предотвращают развитие негативных проявлений и последствий гиперкинетического расстройства.
В чем же заключается участие родителей в коррекционном процессе? Практические рекомендации.
Коррекция СДВГ. Что могут родители
- От взрослых зависит психологическая обстановка в семье. Она должна быть спокойной и комфортной. Не редкость, когда нарушения поведения оказываются реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства, например, на кризисную ситуацию в семье, конфликты с родителями или братьями-сестрами, развод родителей, ощущение ненужности, одиночества и т.д.
- Четкий режим дня в семье с гиперактивным ребенком – must have. Он делает жизнь всей семьи более упорядоченной.
- Все взрослые члены семьи должны придерживаться единой линии поведения в воспитании ребенка. Иначе будет, как в басне Крылова, и «воз» не сдвинется с места. Никаких успехов в коррекции СДВГ при таком подходе семья не достигнет.
- Во время выполнения домашних заданий следует убрать все отвлекающие и раздражающие факторы. Один из ярких клинических признаков СДВГ – это трудности или неспособность ребенка включиться в работу, удерживать внимание во время рабочего процесса и довести свои действия до конца. Не нужно усложнять ему и без того сложную из-за слабости функционирования нервной системы задачу. Внимание ребенка ничто не должно отвлекать. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв, чтобы снять напряжение и избавиться от накопившейся энергии.
- Ставьте перед ребенком конкретные задачи, формулируя их предельно коротко, четко и ясно. Пространные, многословные задания гиперактивный ребенок попросту не воспримет и оставит без внимания. Не стоит давать несколько заданий сразу, например: иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и садись обедать. Последовательно просите выполнить каждое указание.
- Подкрепляйте устные инструкции визуально. Это может быть красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать, например, время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
- Выполнение любого задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. СДВГ характерно искаженное восприятие времени. Детям с гиперкинетическим расстройством трудно управлять временем, правильно его рассчитать, они всегда склонны затягивать процесс. К слову, о «перерастании» синдрома... В качестве примера Ольга Литвинова рассказала об одном любопытном эксперименте среди взрослых. Им предложили простое занятие и спросили, сколько времени понадобится для его выполнения. Все испытуемые в группе взрослых без СДВГ рассчитали тайминг правильно. А в группе людей с СДВГ никто не уложился в отведенное самому себе время. Таким образом, с гиперактивным ребенком нужно оговаривать время на выполнение задания, о смене вида деятельности сообщать заранее – за 10-15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть оповестит будильник или таймер.
- Обязательно хвалите ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
- В компетенции родителей определить рамки и критерии поведения ребенка. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладость. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с ребенком его успехи в саду, школе или дома. Вознаграждение для ребенка с СДВГ имеет огромное значение, причем оно должно быть быстрым, а не отсроченным во времени. В противном случае ребенок с гиперкинетическим расстройством быстро теряет мотивацию придерживаться «правил игры» и далее.
- Периодически со стороны людей, особенно не посвященных в проблематику СДВГ, поведение гиперактивных детей может быть расценено, как невоспитанность, грубость, неадекватность. Родители должны четко разъяснить ребенку правила поведения в различных ситуациях. Но вместе с тем количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Тотальные контроль, запреты и ограничения не помогут, а напротив – усугубят проявления поведенческих нарушений.
- Научите ребенка правильно распределять силы, чтобы сохранять максимум энергии на эффективную деятельность (например, уроки в школе или выполнение домашнего задания), а не распылять ее на второстепенные и не принципиальные задания (например, застегивание пуговиц на рубашке, пусть лучше наденет футболку или свитшот без застежек).
- Не просите гиперактивного ребенка взять себя в руки, лучше научите его управлять собой. Контролировать свои эмоции и выпустить пар ему помогут «агрессивные» игры. При этом нужно четко оговорить запрещенные, недопустимые приемы: «хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, животным, растениям)»; можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей и т.д. Гиперактивному ребенку просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать без вреда для себя и окружающих.
- Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), по этой же причине избегайте мест с повышенным скоплением людей (магазины, рынки, массовые мероприятия и проч.).
- «Движение – это жизнь». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Поэтому спортивные секции и подвижные игры должны быть в расписании гиперактивного ребенка ежедневно.
Но самая главная рекомендация, убеждена Ольга Литвинова, – это не забывать говорить своему ребенку, как сильно вы его любите.