Social dance, или, в нашем переводе, «социальные танцы», объединяют в себе целую группу разноплановых танцевальных направлений: сальса, бачата, зук, кизомба, танго, линди хоп, хастл и многие другие.
Здоровые люди решили разобраться во всех нюансах и отличительных особенностях таких танцев вместе с преподавателем социальных танцев, организатором танцевальных вечеринок Вадимом Коренковичем.
Социальные танцы
Может показаться, что это некое новое направление в танцевальной культуре. Но всё новое – хорошо забытое старое.
История. Социальные танцы известны, как минимум, с эпохи Средневековья и особенно активно в Европе и Америке развивались в 30-50-х годах прошлого века, когда организовывалось большое количество танцевальных площадок, где люди могли собраться и потанцевать популярные на то время фокстрот, танго, вальс, линди хоп, буги-вуги и другие танцы.
Затем на несколько десятилетий они утратили массовую популярность в связи с наступлением «контркультурной, или молодежной, революции». Их возрождение в Европе началось примерно в последнем десятилетии прошлого века и продолжается до сегодняшнего времени.
Первые энтузиасты, которым мы обязаны появлению социальных танцев в Минске, отдавали предпочтение сальсе и хастлу. Затем появились аргентинское танго, свинговые танцы - линди хоп, вест кост свинг, блюз, а также зук, кизомба и даже такой экзотичский танец для нашей местности, как форро.
Виды социальных танцев
Как уже упоминалось ранее, social dance – это группа танцев, среди которых можно выделить следующие:
-
Аргентинское танго
Включает в себя непосредственно танго, милонгу (танец) и креольский вальс. Особняком стоит фольклорный танец чакарера, который также достаточно часто танцуют на милонгах (вечерах танго). Слово "милонга", как вы могли заметить, имеет два значения - танцевальный вечер и непосредственно вид танца.
-
Латиноамериканские танцы
Сальса (стили "Нью-Йорк" (NY), касино (кубинский стиль), Лос-Анжелес (LA)), бачата (доминиканский стиль, sensual), ча-ча-ча, меренге, сон и другие. Кизомба, имеющая ангольское происхождение, и зук стоят немного особняком, но также очень часто танцуются на тех же вечеринках, где звучат сальса и бачата.
-
Свинговые танцы
Линди хоп, вест кост свинг, бальбоа, буги-вуги, блюз.
Все выше перечисленные направления очень разные, но в них есть и много общего. В большинстве своём это танцы парные. Их объединяет возможность не просто потанцевать, но и активно провести время в социальном плане, пообщаться, совместив всё это с танцевальным движением. Все они объединены определёнными правилами ведения и следования в паре.
Кому подойдут social dance?
Абсолютно любой человек может себя пробовать в этом направлении. Как минимум азы освоить сможет каждый.
Сколько времени понадобится на то, чтобы начать хорошо танцевать, сказать сложно, так как всё зависит от интенсивности тренировок и активности в посещении вечеринок. Здесь, как и в спорте, важна регулярность.
Единственным противопоказанием, которое может встать на пути занятий социальными танцами, можно назвать наличие слишком ревнивой второй половины - некоторое танцы (кизомба, танго, блюз, иногда зук, бачата) предполагают достаточно близкий контакт и со стороны могут восприниматься как эротические.
Танцевальные вечеринки
Они могут быть узко направлены и посвящены одному определённому танцевальному направлению (например, линди, кизомбе или зуку) или совмещать несколько видов танцев. Достаточно часто на одной вечеринке совмещаются кизомба и зук, сальса и бачата, или даже все перечисленные танцы. Редко совмещают сальсу и свинг, и почти никогда - танго с какими бы то ни было другими танцевальными направлениями.
В 99% случаев вечеринки открыты для посещения всеми желающими. Изредка проводятся закрытые вечеринки, посвященные, например, днюрождения одного из активных представителей танцевальной тусовки. Как правило, посещаемость вечеринок варьируется от 20-30 человек (в основном это школьные регулярные вечеринки с одним танцполом) до 450 человек (фестивальные вечеринки, дни рождения танцевальных школ с несколькими танцполами).
Чаще всего о подобных вечерах танцев узнают через школы. Как правило, тренеры информируют о времени и месте их проведения заранее и любой желающий может посетить их. Другими источниками информации служат овпенейры, открытые уроки для всех желающих, социальные сети (ВКонтакте, Facebook).
При наличии серьёзного желания заниматься танцами посещение подобных вечеринок является обязательным. Без этого можно считать, что танец вы изучаете лишь в теории.
Период, необходимый новичку для того, чтобы минимально подготовиться к походу на вечеринку, определяется техническими особенностями, и, в первую очередь, добросовестностью и упорством в тренировках и практиках.
Для бачаты или хастла, например, достаточно нескольких недель регулярных тренировок. Для зука необходимы полтора-два месяца, для кизомбы – 2-3 месяца, для сальсы или линди хопа - еще больше. Оценки эти более, чем субъективны, и другие танцоры или преподаватели могут назвать совсем другие сроки, исходя из собственного опыта.
Как выбрать музыку для танца?
Именно музыка является главной особенностью, по которой можно определить танцевальное направление.
Музыка для социальных танцев:
- линди хоп танцуют под свинговую джазовую музыку;
- сальсу, как ни странно, под сальсу;
- вест кост свинг может танцеваться под современную музыку с характерным для этого танца ритмом;
- хастл - почти под любую современную музыку.
На вечеринках может использоваться как заранее заготовленная музыка, так и диджейство "в живую", когда жокей по ходу вечеринки подбирает треки, ориентируясь на ситуацию на танцполе.
В Минске, к сожалению, на танцевальных вечеринках крайне редко звучит живая латиноамериканская музыка. Музыкантов, способных профессионально играть сальсу или бачату, очень мало. С джазом и блюзом ситуация намного более благоприятная - исполнителей музыки, подходящей для танцев этих стилей, в нашем городе намного больше.
Как выбрать обувь для танцев?
Для занятий социальными танцами желательно наличие специальной обуви. Причём для разных танцев она своя.
Для танго есть специальные туфли на относительно высоком каблуке для девушек и мягкие кожаные туфли для мужчин.
На начальном уровне занятий латиноамериканскими танцами чаще всего используют джазовки (что-то вроде кожаных тапочек со шнурками). Причём мужчины могут их использовать наряду с универсальной уличной обувью, имеющей мягкую тонкую подошву, и на вечеринках. Девушкам после завершения начального этапа обучения можно становиться на небольшой каблук (4-6 см).
В зуке с каблуками нужно быть осторожнее, особенно пока есть проблемы с балансом.
Только после достижения устойчивости при поворотах имеет смысл становиться на каблук.
Как выбрать тренера по танцам?
Определяющую роль в успехах и желании заниматься танцами играет тренер. Как правило, его выбирают по рекомендации или отзывам. Хотя бывает и так, что в школу танцев приходят просто потому, что близко к дому или понравилось то или иное танцевальное направление.
Минимальные, по мнению нашего эксперта, требования к тренеру:
Наличие хотя бы нескольких учеников, относительно регулярно танцующих на общегородских танцевальных вечерах (т.е. не только у себя в школе).
Посещение им вечеринок, то есть он сам должен танцевать хотя бы раз в несколько недель. Не танцующий на вечеринках тренер — это тренер-теоретик или тренер-сектант.
Комфортное ведение тренером даже начинающих партнерш, способность держать ритм большую часть своего танца — очень полезные качества для тренера.
Тренер должен четко представлять, что он преподает: например, если это сальса, он должен быть в состоянии назвать стиль преподаваемого танца. Если танго — он должен четко представлять, чем аргентинское танго отличается от танго программы спортивных бальных танцев.
Возможно, некоторые из этих пунктов кому-то покажутся слишком легкомысленными, но, поверьте, преподаватели, не удовлетворяющие даже этим заниженным требованиям, встречаются не так уж редко. Особенно в условиях отсутствия конкуренции в этом направлении в вашем городе.
Самый простой способ проверки тренера на вшивость — задать ему вопрос:
На каких вечеринках чаще всего танцуют ваши ученики и вы лично?".
Перечисление конкретных мест даст вам представление, что этот человек, как минимум, в теме. "Мыльные" абстрактные ответы, или первоочередное упоминание участия в неких "отчетных концертах", должно насторожить.
Социальные танцы в Беларуси
Столица нашей страны может похвастаться наибольшим разнообразием танцевальных школ и представленных направлений. Всего здесь порядка 20 школ социальных танцев и тренировки проводятся по большинству направлений, популярных в мире.
- В Витебске преподают линди хоп, блюз, сальсу, бачату.
- В Гомеле – аргентинское танго, сальсу, бачату, кизомбу и зук.
- В Бресте есть две большие школы социальных танцев. Набор танцев тот же: сальса, бачата, кизомба, зук. Обе брестские школы регулярно делают большие мероприятия, чаще всего приуроченные к дням рождения школ. На вечеринки и мастер-классы приглашают и иностранных инструкторов. Зачастую только из Минска приезжает по 40-60 человек.
- В Гродно три школы и, наряду с вышеперечисленными танцами, начинает развиваться аргентинское танго. Динамичнее всего, благодаря сверхактивности организатора и преподавателя Сергея Финского, в этом городе развивается зук.
- В Могилёве пока только одна школа социальных танцев, созданная относительно недавно. Танцуют кубинскую сальсу и бачату.
Более трех лет школы социльных танцев существуют в Кобрине и Берёзе, примерно год - в Новополоцке. Есть сообщения в соц сетях о зарождении социальных танцев в Пинске, Барановичах и даже Хойниках.
Не считая Минска, наиболее активно социальные танцы развиваются в Брестской области (как минимум в 5 городах). Очень высоко котируются гомельские танцоры кубинской сальсы. На минских вечеринках они выглядят очень ярко и чувствуют себя далеко не бедными родственниками.
Танцы – универсальный способ расширения круга знакомств, приобретения уверенности в себе и раскрепощения. Занимайтесь танцами, любите танцы. Они в идеальных пропорциях сочетают в себе физическую активность, развитие музыкального слуха и ритмики, а также навыки общения и социализации.