07.12.2023
07.12.2023

Малыш и гаджет. Современные дошкольники в цифровой среде

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Дети и гаджеты – тема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Как электронные девайсы и цифровые устройства вошли в нашу жизнь, так и она навсегда закрепилась в топе «вечных».

Цифровизация и информатизация коренным образом изменили не только жизнь человека. Они изменили его самого. Особенно ярко перемены проявляются в детях и подростках, поскольку внедрение электронных устройств в их жизнь протекает крайне стремительно. Многие современные дети без проблем осваивают секреты цифровых гаджетов еще до того, как научатся складывать слова в предложения. Но даже это не беда, а лишь ее половина. Основная проблема заключается в том, что внедрение цифровых устройств в жизнь наших детей происходит зачастую бесконтрольно.

Многолетний мониторинг использования электронных устройств современными детьми, который провели сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены, позволил установить неблагоприятные тенденции. О результатах мониторинга рассказала руководитель лаборатории Наталья Грекова.

Плюсы и минусы цифровизации

информатизация

Глобальная информатизация современного общества оказала влияние на все сферы жизни подрастающего поколения. Она изменила условия и подходы к образовательному и воспитательному процессам, но также внесла существенные коррективы в режим дня и структуру свободного времени детей и подростков.

– Надо признать, что интеграция современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс полностью отвечает требованиям социального запроса и дает очевидные преимущества, – комментирует Наталья Грекова. – В первую очередь, увеличивает образовательные возможности, обеспечивая широкий и мгновенный доступ к информационным ресурсам, визуализацию информации, интеграцию разных видов учебной деятельности и т.д. Вместе с тем цифровизация образования осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и является регламентированным процессом, контролируемым как администрациями учреждений образования, так и надзорными органами. Но что касается внедрения электронных устройств в досуг современных детей, этот процесс в настоящее время, увы, протекает стремительно и практически бесконтрольно.

В течение нескольких лет научные сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены изучали, как часто, долго и с какой целью современные дети используют электронные устройства. Исследование проводилось при помощи специально разработанной анкеты, содержащей также вопросы о возрасте начала пользования личным мобильным телефоном. В исследовании приняли участие воспитанники средних и старших групп (в возрасте 4-6 лет) учреждений дошкольного образования г. Минска и районных центров, посещавшие детский сад в разные временные периоды:

  • в 2003-2007 гг. (1 группа – 316 человек);
  • в 2007-2014 гг. (2 группа – 254 человека);
  • в 2022 г. (3 группа – 510 человек).

В детский сад – с мобильником

В детский сад с мобильником

Анализ полученных данных показал, что уже в начале 2000-х годов 4,4% дошколят являлись владельцами личных мобильных телефонов. Во второй группе (следующее поколение дошкольников) примерно столько же детей (4,7%) имели собственные «мобильники». А вот на современном этапе (3 группа участников) количество детей, родители которых решили, что мобильное средство связи является необходимым в дошкольном возрасте, увеличилось более чем в 3 раза и достигло 17,5%.

В отличие от своих сверстников 2000-х годов современные дошкольники зачастую (9,6%) становятся владельцами личного планшета. Таких по результатам анкетирования – примерно каждый 10-й. Примерно у 6% детей детсадовского возраста в собственном распоряжении сразу два гаджета. В целом современными электронными устройствами ежедневно пользуется каждый пятый дошкольник (21,3%). Кроме того, по словам Натальи Грековой, в результате проведенного мониторинга было установлено, что 20,4% современных дошкольников становятся владельцами личных электронных девайсов в возрасте 4 лет!

– Безусловно, такое тотальное внедрение гаджетов в жизнь дошкольников практически полностью меняет структуру свободного времяпрепровождения, – говорит эксперт. – И без «жертв», к сожалению, не обходится. Установлено, что использование гаджетов сокращает, а иногда даже исключает из режима дня дошкольников такие обязательные компоненты, как прогулки на свежем воздухе, полноценный сон, двигательная активность…

Так, в ходе мониторинга выяснилось, что почти 45% дошколят, у которых есть электронные гаджеты, спят меньше 10 часов в сутки. Столько же детей проводят на свежем воздухе менее 1 часа в день (время прогулок на свежем воздухе в период нахождения в детском саду в расчет не принималось). Больше 55% детей, среди тех, кто имеет собственные гаджеты, никогда не спят дома днем…

Не все перемены к лучшему

дети и гаджеты

Безусловно, и столь юный возраст, в котором дети приобщаются к электронным гаджетам, и количество экранного времени в ущерб прогулкам на свежем воздухе и подвижным играм являются факторами, предрасполагающими к развитию различных нарушений и расстройств.

Например, очевидна тенденция к увеличению распространенности среди дошколят функциональных отклонений органа зрения. Мониторинг показал, что при поступлении в детский сад те или иные проблемы со зрением были у 6% детей из 3-й группы участников исследования. За трехлетний период (до выпуска из детского сада) распространенность таких нарушений превысила 14%.

К сожалению, это свидетельствует о том, что нарушения зрения постепенно перестают считаться «школьно-обусловленной патологией», – говорит Наталья Грекова. – По последним данным, при поступлении в школу функциональные отклонения зрительного анализатора уже имеет каждый седьмой первоклассник.

Безусловно, решение проблемы сохранения здоровья современных детей требует комплексного подхода. Это должна быть совместная работа государства, учреждений образования и здравоохранения. Однако, что касается досуга и свободного времяпрепровождения дошкольников, главенствующая роль должна принадлежать родителям. Для этого им самим необходимо повышать грамотность в вопросах электромагнитной и информационной безопасности, воспитания культуры здоровья и формирования у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, считает эксперт.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».