28.03.2019
28.03.2019

Гиперактивность: тонкая грань между темпераментом и синдромом

logo
Воспитание детей
0 394
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

«У меня гиперактивный ребенок». 8 мам из 10 именно так, не задумываясь, охарактеризуют темперамент своего ребенка. Не без гордости, но с оттенком легкой усталости в голосе. Немного найдется взрослых, которым чрезмерная детская активность дается легко. Даже если речь идет о любимых чадах. Что же до чужих, то за свою неспособность держать рот на замке, часами увлеченно складывать цветную мозаику и потребность в постоянном движении у них всегда есть риск прослыть невоспитанными, непослушными и разбалованными детьми. Словом, гиперактивными, без всякой гордости.

Что такое гиперактивность? Можно ли оправдать ею неугомонный темперамент маленького непоседы и надо ли что-то с этим делать? Где проходит тонкая грань между индивидуальными особенностями, огрехами в воспитании и симптомом поведенческого расстройства, при котором уже нужна помощь со стороны? Разобраться в сложных нюансах журналисту информационного портала Здоровые люди помогла ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач.

Возраст непослушания

 
Алиса Кудлач
Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО
Гиперактивность в самом широком понимании слова – это состояние повышенной активности в чем-либо, например, в поведении. Детскому возрасту свойственны повышенная подвижность, легкая возбудимость, неусидчивость, невозможность долго концентрироваться на чем-то. Это абсолютно нормально. Причем с любой точки зрения: психологической, социальной, медицинской. Ведь чем ребенок отличается от взрослого человека? Прежде всего незрелой нервной системой, которая находится в процессе своего постепенного развития и становления.

Говоря простым языком, нервные клетки и их соединения в организме взрослого человека покрыты толстой изоляционной оболочкой. У детей эта изоляция, вследствие незрелости нервной системы, тонкая. Кроме того, клетки расположены очень близко друг к другу, все импульсы проходят в ней чрезвычайно быстро, процессы возбуждения в целом превалируют над процессами торможения. В реальной жизни именно этим во многом объясняется способность детей оставаться активными даже тогда, когда взрослый будет в состоянии выжатого лимона.

По мере взросления ребенка нервная система с каждым годом постепенно становится все более зрелой и крепкой. Но окончательное ее созревание происходит только к 18-22 годам.

Яблоко от яблони

Кроме того, восприятие чрезмерной активности, гиперактивности очень индивидуально, подчеркивает эксперт. Здесь многое зависит от норм поведения, традиций, устоев и взглядов того микросоциума, в котором живет и воспитывается ребенок. Если в конкретной семье или субкультуре не считается зазорным перебивать друг друга, допускается свобода действий и передвижений, не взирая на обстоятельства и время, отсутствует режим дня как таковой и т.д., то ребенок с младенчества будет воспринимать эту модель поведения как норму. В то же время эта норма будет неприемлема для членов другой семьи, где жизнь подчиняется четкому распорядку, выстроена строгая семейная иерархия, а детское непослушание недопустимо. При пересечении, условно говоря, этих двух семей в социуме конфронтация неизбежна.

СДВГ

Неудивительно, что вопрос о гиперактивности ребенка как о поведенческом расстройстве, не укладывающемся в рамки общепринятых норм, впервые возникает, как правило, к 4-летнему возрасту и достигает своего пика в 7-9 лет.

 
Алиса Кудлач
Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО
Вот тут проходит тонкая грань между индивидуальными особенностями ребенка, огрехами в воспитании и расстройством поведения, требующим коррекции. Если мы говорим о гиперактивности как о нормальном состоянии вследствие незрелости нервной системы или особенностей воспитания в семье, то ребенок способен самостоятельно контролировать свое поведение. Попадая в социум, где от него требуются другие нормы поведения, отличные от принятых у него в семье, он в состоянии эти правила усвоить и в той или иной мере им следовать. При этом один поймет правила игры с первого раза, другому, возможно, придется повторить 3 раза, 5, 10.

Другое дело, говорит Алиса Кудлач, если ребенок объективно не способен усвоить общепринятые нормы, а его состояние гиперактивности, повышенной возбудимости, чрезмерная импульсивность, невнимательность не дают ему влиться в коллектив, наладить коммуникацию, затрудняют процесс обучения и вызывают, как правило, негативные эмоции и отторжение. В этом случае речь может идти о патологии. В частности, об СДВГ – синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГ

Гиперактивность как синдром

По международной классификации болезней СДВГ относится к психиатрической патологии. Наиболее часто встречается именно такой сочетанный вариант синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Реже изолированные синдром гиперактивности (СГ) и синдром дефицита внимания (СДВ).

СДВГ связан с особенностями метаболизма в нервной системе ребенка. Под воздействием определенных причин нарушается выработка и усвоение веществ, которые дают возможность нервной системе адекватно воспринимать, перерабатывать, анализировать и в конечном итоге реагировать на различные раздражители.

 
Алиса Кудлач
Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО
Это внутренняя поломка, которая может иметь многообразные причины. В первую очередь, заложенные внутриутробно или появившиеся в процессе родов, раннем послеродовом периоде. В это время формируется и наиболее активно развивается нервная система, и любые нюансы со стороны мамы, пока она вынашивает беременность, и со стороны ребенка, пока он адаптируется к окружающему миру, имеют колоссальное значение. В то же время важную роль играют и травмы, инфекции, соматическое неблагополучие ребенка, хронические стрессовые состояния и многое другое, что может привести к нарушению метаболизма в созревающей нервной системе и способствовать развитию патологии. В этом случае обязательно понадобится психолого-педагогическая коррекция и, возможно, в качестве дополнительной – медикаментозная.

Справедливости ради стоит отметить, что по мере созревания нервной системы и развития лобных долей головного мозга, которые отвечают за мотивацию, контроль, самоконтроль, дети с легкой или умеренной степенью СДВГ «перерастают» синдром без всякого вмешательства извне и становятся обычными взрослыми. Раньше и вовсе считалось, что СДВГ – исключительно детская патология. Однако все больше научных исследований говорит о том, что каждый третий случай синдрома дефицита внимания и гиперактивности без необходимой коррекции в раннем возрасте сохраняется и во взрослой жизни. Более того, очень сильно ее усложняет. Вырастая, люди с СДВГ часто страдают от невозможности построить и сохранить семью, испытывают проблемы с трудоустройством, не умеют наладить дружеские и приятельские отношения. Последние исследования западных ученых указывают на то, что среди людей, зависимых от алкоголя и наркотиков, склонных к криминальной деятельности очень высок процент тех, кто в детстве страдал от СДВГ, но при этом не получил необходимой психолого-педагогической и медикаментозной поддержки.

О том, какие признаки являются отличительными для истинного синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как проходит диагностика поведенческого расстройства и чем можно помочь своему ребенку, мы расскажем в следующих публикациях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 394

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».
Смотрите также статьи раздела "Воспитание детей"