Уже около месяца мы живем в условиях новой реальности, в которой вынуждены социально дистанцироваться и большую часть суток находиться дома. Многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. Соответственно, дом стал и семейным очагом, и офисом одновременно. Перестроиться на новый ритм и условия работы не для всех оказалось просто. Попробуем разобраться в нюансах, как оставаться эффективным на удаленке.
Плюсы удаленной работы
Прежде всего стоит отметить, что в формате дистанционной работы есть свои плюсы:
- Отсутствие дресс-кода.
- Уменьшение контроля «сверху».
- Возможность самостоятельно планировать день и распоряжаться временем.
Минусы удаленной работы
Вместе с тем существуют и сложности.
Побочный эффект работы на удаленке
- Снижение эмоционального фона.
Вынужденная изоляция сокращает живое общение с коллегами и клиентами. Однако для поддержания стабильного настроения нам необходимо контактировать с другими людьми. При живом общении мы делимся друг с другом не только новостями, но и своим эмоциональным состоянием. На невербальном уровне можем считывать отношение к нам человека, его расположение духа.
Отсутствие живых контактов в течение нескольких дней может привести к снижению настроения, а в более продолжительных случаях к депрессивному состоянию.
Избежать проблемы поможет перевод привычного общения в видеорежим с использованием специальных мессенджеров и программ. В таком формате можно не только проводить рабочие совещания, но и продолжать вести неформальное общение с коллегами в перерывах между работой.
- Быстрое выгорание.
Для людей с высоким уровнем ответственности удаленная работа может грозить быстрым выгоранием, особенно когда поджимают сроки сдачи проекта.
В офисе мы ограничены рамками рабочего времени. И находимся в окружении коллег, которые, заметив нашу усталость, посоветуют отдохнуть или предложат свою помощь.
Дома же ответственный перфекционист может так увлечься решением рабочих задач, что будет работать на износ без перерывов на отдых и обед. В конечном итоге это может привести к физическому и эмоциональному истощению.
Поэтому не пытайтесь сделать все и сразу. Заводите будильник на время запланированных перерывов и окончания рабочего дня, если предполагаете, что можете слишком увлечься работой.
- Снижение эффективности в работе
Для людей с недостаточным уровнем самодисциплины и самоорганизации режим удаленной работы чреват соблазнами: от желания посмотреть фильм и «погулять» в соцсетях в рабочее время до откровенной прокрастинации. Естественно, это может негативно отразиться на результате работы.
Если объем работы в связи с карантином уменьшился, это не повод расслабляться окончательно. Лучше провести освободившееся время более эффективно. Например, обучаясь новым навыкам или совершенствуя старые. Тем более что сейчас появилось много бесплатных обучающих онлайн-курсов по различным направлениям. Как долго продлится пандемия и каким образом скажется на экономике страны, пока непонятно. Поэтому лучше быть готовым к возможным вызовам. Ведь в критической ситуации мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а опускаемся до уровня своей подготовки.
Правила эффективной удаленной работы
Что делать, чтобы работа в условиях вынужденной изоляции дома не утратила эффективности, а, возможно, стала даже более результативной? Следуйте простым правилам.
- Сохраняйте режим рабочего дня.
Сделайте так, чтобы режим дня максимально соответствовал рабочему. Начинайте, заканчивайте работу и делайте перерывы в то же время, что и в офисе.
Утренний подъем желательно оставить в то же время, как если бы вам пришлось ездить на работу в офис. Тот промежуток времени, который обычно занимает дорога до офиса, можно с чистой совестью потратить на выполнение домашних дел, занятия спортом или чтение книг.
- Обустройте рабочее место.
Отделите работу от дома! Обустройте рабочее место так, чтобы вам легко было сосредоточиться на работе. Идеально, если это будет отдельная комната, в которой есть все необходимое для выполнения служебных обязанностей. Лучше развернуть стол так, чтобы, сидя за ним, домашняя обстановка вас не отвлекала (например, повернуть его к стене или к окну). Также договоритесь с домочадцами (если они тоже работают или учатся дистанционно) не мешать друг другу в рабочее время.
Откажитесь от соблазна работать на диване или в кровати. Во-первых, низкая эффективность на таком «рабочем месте» практически гарантирована. Во-вторых, места, где вы будете выполнять свои служебные обязанности, будут потом ассоциироваться с работой. Поэтому важно разграничивать домашнее пространство на места для работы и места для отдыха и сна.
- Планируйте рабочий день
Четкий план на день поможет самоорганизоваться. На утро и первую половину дня планируйте самые сложные задания, а также те, к которым душа не лежит. Если откладывать их на потом, мысли о них будут преследовать и отвлекать в течение дня, снижая эффективность работы.
Не забывайте включить в распорядок рабочего дня перерыв на обед. Также повышению продуктивности будут способствовать перерывы каждые 2 часа на 15 минут. В эти перерывы можно делать небольшие и несложные домашние дела, но лучше дать себе время просто отдохнуть. Это необходимо нашему мозгу для того, чтобы перезагрузиться и начать работать с новыми силами.
- Не поддавайтесь панике
Тревога, страх, паника не способствуют продуктивности ни на работе, ни в быту. И что немаловажно в настоящее время, ослабляют иммунитет.
Старайтесь концентрироваться на приятных и позитивных моментах в течение дня. Не злоупотребляйте просмотром новостных программ и каналов. Выделите для этого ограниченное время и получайте информацию только из надежных источников.
Сейчас мы оказались в условиях, к которым не были готовы. Лучшее, что мы можем сделать в сложившейся ситуации, не ждать, когда пандемия закончится, а принять реальность такой, какая она есть. Жизнь – это ведь всегда перемены. Важно уметь адаптироваться к новым условиям и пытаться извлечь из них для себя лучшее, полезное, важное.
Подписывайтесь на наши группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!