20 августа

Остаться в живых. Анафилактический шок: как предотвратить смертельную угрозу

Болезни от А до Я
82 01060
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Анафилактический шок – крайняя степень выраженности аллергической реакции. Его внезапное начало и стремительное развитие не оставляют времени на раздумья. Каждая секунда промедления может стоить человеку жизни.

После резонансных случаев развития анафилактического шока, имевших место в начале прошлого года (тогда один из них, к несчастью, закончился трагически), люди буквально атаковали медицинские лаборатории. Узнать, есть ли предрасположенность к аллергии на лекарственные препараты, без преувеличения было для них вопросом жизни и смерти.

Так можно ли сыграть на опережение и предусмотреть возможность развития анафилактического шока? Как помочь человеку остаться в живых? Об этом и не только наш разговор с заведующим аллергологическим отделением 4-й детской клинической больницы Минска, главным внештатным детским аллергологом Минздрава, к.м.н. Дмитрием Бузой.

Что такое анафилактический шок?

Анафилактический шок – это тяжелая системная угрожающая жизни аллергическая реакция немедленного типа, развивающаяся при повторном контакте с аллергеном любого происхождения. Считается, что при не оказанной вовремя помощи трагический исход вероятен в 50–75 % случаев.

Особенностью такой реакции является то, что она никогда не возникает на вещество, которое впервые попадает в организм человека. Анафилактический шок провоцирует повторное введение аллергена, даже если до этого никакой реакции на него не наблюдалось. Это одна из причин, почему спрогнозировать возникновение жизнеугрожающей ситуации практически невозможно.

 
Дмитрий Буза
Заведующий аллергологическим отделением 4-й детской клинической больницы Минска, главный внештатный детский аллерголог Минздрава, к.м.н.
При анафилактическом шоке идет массированный выброс в кровь биологически активных веществ, в результате чего развиваются многочисленные системные проявления со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, кожных покровов. В результате освобождения медиаторов резко снижается сосудистый тонус, развивается относительная гиповолемия (несоответствие объема циркулирующей крови объему расширенного сосудистого русла), что и провоцирует шоковое состояние. Основным проявлением анафилактического шока является острая сердечно-сосудистая недостаточность, которая в случае отсутствия или запаздывания неотложной медицинской помощи может закончиться гибелью человека. Поэтому действовать нужно незамедлительно.

Причины анафилактического шока

Есть три ведущих фактора, которые провоцируют возникновение анафилактического шока.

  1. Лекарства и медпрепараты. Можно выделить три группы:
    Причины анафилактического шока
  • антибиотики пенициллинового и цефалоспоринового ряда;
  • противовоспалительные и противоболевые средства типа ибупрофена, аспирина, диклофенака;

Как распознать анафилактический шок?

Жизнеугрожающая реакция развивается молниеносно – в течение нескольких минут или даже секунд после повторного контакта с аллергеном. В исключительных случаях может быть отсрочена на несколько часов. Но, как правило, речь идет все же о стремительном начале.

Также для анафилактического шока характерны:

  1. Падение артериального давления.
 
Дмитрий Буза
Заведующий аллергологическим отделением 4-й детской клинической больницы Минска, главный внештатный детский аллерголог Минздрава, к.м.н.
Это, пожалуй, главный отличительный признак анафилактического шока. Сосуды расширяются, развивается тахикардия (за счет того, что сердце пытается восполнить приток крови, а сосуды пустые), затем следуют коллапс (острая сердечно-сосудистая недостаточность), потеря сознания и остановка сердца.
  1. Поражение дыхательной системыПоражение дыхательной системы. При анафилактическом шоке дыхательные пути сужаются, возникают хрипы, дыхание нарушается: человек не может ни вдохнуть, ни выдохнуть.
  2. Поражение кожи. Из-за недостатка кислорода кожа приобретает синюшный оттенок. Кроме того, анафилактический шок часто сопровождается крапивницей, отеком языка и мягкого неба, нестерпимым зудом.

Иногда могут наблюдаться проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: спазмы, резкие боли, рвота, понос.

Первая помощь при анафилактическом шоке

  1. Вызвать бригаду скорой помощи. Это первое и главное, что нужно сделать.
  2. Уложить человека. Приподнять ноги, чтобы они были выше уровня головы (чтобы увеличить приток крови к сердцу и, соответственно, уменьшить тахикардию). Если есть рвота, человек должен лежать на боку.
  3. Обеспечить доступ свежего воздуха: расстегнуть рубашку, открыть окна.
  4. В случае если произошла остановка сердца, оказать базовую сердечно-легочную реанимацию: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
 
Дмитрий Буза
Заведующий аллергологическим отделением 4-й детской клинической больницы Минска, главный внештатный детский аллерголог Минздрава, к.м.н.
И это, пожалуй, все. Лечение анафилактического шока должен проводить только квалифицированный медицинский работник. Так называемая терапия первой линии: введение внутримышечно или внутривенно адреналина (эпинефрина) и инфузионная терапия (капельницы с физраствором) для того, чтобы наполнить кровеносные сосуды и восстановить артериальное давление. И только потом вводятся гормональные и антигистаминные препараты.

Жизнь после шока

Если адекватная медицинская помощь была оказана своевременно, пережитый анафилактический шок не повлечет для организма особых последствий. Но в дальнейшем контакт с веществом, вызвавшим такую реакцию, необходимо категорически исключить.

И все-таки открытым остается главный вопрос: можно ли «профилактическими» обследованиями предупредить развитие анафилактического шока?

 
Дмитрий Буза
Заведующий аллергологическим отделением 4-й детской клинической больницы Минска, главный внештатный детский аллерголог Минздрава, к.м.н.
Нет. Как показывает практика, предупредить реакцию дополнительным обследованием нельзя. Это как с вождением автомобиля: невозможно знать заранее, случится авария или нет. Даже пройденная накануне диагностика автомобиля, которая покажет, что все идеально, не даст такой гарантии. Анафилактический шок – очень редкая реакция. Если мы говорим об инъекционном введении лекарственных препаратов – 1 случай на миллион. И это своего рода расплата за то, что в современном мире есть возможность спасать жизни антибиотиками, устранять боль. Лекарства спасают миллионы людей, но, к сожалению, иногда вызывают анафилактические реакции.
82 0 1060
Журналист. Член Белорусского союза журналистов. Лауреат премии Белорусского союза журналистов.

Чтобы перейти к обсуждению, выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх