Лето вышло на финишную прямую. Хотя впереди еще три недели каникул, приближение школьных будней с каждым днем ощущается все сильнее. На «школьных базарах» уже многолюдно из-за желающих без спешки и толкотни собрать необходимое к новому учебному году — канцелярку, школьную форму, портфели и рюкзаки…
Но есть один момент, который, как правило, остается без особого внимания со стороны родителей: мебель для школьника. Между тем, столы, стулья, парты и прочая школьная мебель, которые в том числе определяют условия организации образовательного процесса, могут оказывать влияние и на здоровье ребенка, и в определенном смысле на его успеваемость.
Белорусские гигиенисты провели любопытное исследование, которое показало, что современные школьники буквально «выросли» из школьной мебели, имеющейся в учреждениях образования в настоящее время. Что это значит и как быть, журналисту портала Здоровые люди рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Карпович.
Школа. Мебель. Ученик
В течение учебного года дети большую часть времени проводят в школе, а процесс обучения традиционно связан с длительным нахождением в позе сидя минимум 5 дней в неделю. Причем, как в школе – на уроках, так и дома – при выполнении домашних учебных заданий. Поэтому едва ли кто-то станет спорить, что условия организации того самого образовательного процесса могут в значительной степени оказывать влияние на состояние здоровья детей (особенно в период интенсивного роста и развития, который практически совпадает с периодом обучения в школе).
При этом воздействие факторов, связанных с организацией рабочих мест школьников, является регулярным и длительным. Проще говоря, ежедневное многочасовое сидение на школьном стуле за партой, которые не соответствуют ростовым и другим физиологическим параметрам ребенка, неизбежно приведет к нарушению осанки, деформации позвоночника, изменению остроты зрения и прочим сопутствующим нарушениям и расстройствам в здоровье ребенка. А это, в свою очередь, неминуемо отразится на его когнитивных способностях, работоспособности и, как следствие, успеваемости.
Поэтому организации рабочих мест в учреждениях образования всегда уделялось особое внимание. Школьная мебель, например, подбирается в зависимости от роста учащихся в соответствии с ростовой шкалой, а педагогам вменено в обязанности проводить работу по формированию правильной осанки и рабочей позы у детей.
— Однако в настоящее время педагоги и медицинские работники отмечают ряд трудностей, которые возникают при организации рабочих мест школьников, — говорит Наталья Карпович. – И эти трудности связаны, вероятно, с изменениями в физическом развитии современных детей.
Школьники, да не те
Исследователи в разных странах отмечают, что современные школьники отличаются от своих сверстников ХХ века: они стали выше, изменились пропорции тела.
Такие изменения безусловно влияют на выбор мебели и должны быть учтены при организации учебных рабочих мест в школах.
— Соответствие мебели размерам тела ребенка создает условия для поддержания оптимальной рабочей позы во время занятий и способствует сохранению здоровья, — объясняет Наталья Карпович. — Для правильной организации рабочих мест необходимо изучение особенностей физического развития современных школьников.
По словам эксперта, специалистами лаборатории гигиены детей и подростков были проведены научные исследования, направленные как раз на то, чтобы актуализировать подходы к организации рабочих мест школьников. В исследовании приняли участие 1250 учеников 1-4 классов из школ Минска и райцентров Брестской, Витебской и Гродненской областей.
Результаты хронометражных наблюдений показали, что лишь 14% детей на протяжении всего 45-минутного урока поддерживали правильную рабочую позу. Остальные «нарушали»: у половины детей было отмечено отсутствие опоры на ступни (то есть, ноги не доставали до пола, «болтались» в воздухе), каждый третий ребенок, сидя за партой, сутулился. У 22% учеников наблюдалась асимметрия плеч (боковые наклоны), еще у 22% — низкий наклон головы при письме, чтении и т.д.
Также при анкетировании учащихся младших классов было установлено, что, несмотря на организацию рабочих мест школьников в полном соответствии с действующими требованиями, дети часто жаловались на дискомфорт, связанный со следующими причинами:
- неудобство рабочего места для письма — 30%;
- неудобство рабочего места для чтения — 16%;
- мебель не подходит по размеру — 22,6%.
Были зафиксированы также субъективные жалобы на:
- утомляемость. О ней заявило 35,5% детей, принявших участие в исследовании;
- боли в области шеи — 17,7%,
- боли в области спины — 14,5%.
— По результатам измерения антропометрических показателей установлено, что у детей одного роста наблюдался существенный разброс значений показателей, определяющих функциональные размеры мебели, — продолжает Наталья Карпович. — При подборе мебели в соответствии с ростом и действующим стандартом функциональные размеры мебели не соответствовали размерам тела современных школьников более чем в половине случаев.
Чаще всего мебель (в частности, стулья) не соответствовала по высоте сиденья длине голени детей (значение антропометрического показателя «высота подколенной ямки»).
— При этом необходимо отметить, — поясняет эксперт, — что возможность комфортно расположить стопы на полу является важным критерием, позволяющим ребенку длительно поддерживать оптимальную рабочую позу. Опора на стопы снижает нагрузку на ягодичную область и заднюю поверхность бедер, обеспечивает основу правильной позы и осанки в положении сидя. Ученики, чье рабочее школьное место было оборудовано в соответствии с показателем «высота подколенной ямки», демонстрировали лучшие результаты при выполнении психофизиологических тестов, характеризующих состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, способность к зрительно-моторной координации.
Таким образом, заключает эксперт, использование значения показателя «высота подколенной ямки» в качестве критерия для выбора мебели учащимся начальных классов позволит улучшить организацию рабочих мест школьников, не проводя при этом одномоментную замену существующей ученической мебели.
Администрации школ и гимназий уделяют большое внимание организации здоровьесберегающей школьной среды, а педагоги начальной школы грамотны в вопросах рассадки детей и соблюдения ими правильной рабочей позы.
Как правильно обустроить рабочее место школьника дома
Физкультминутки и зрительная гимнастика, необходимые для снятия физического, психоэмоционального утомления и профилактики нарушений зрения, являются обязательными структурными элементами уроков во всех классах начальной школы.
Но уповать только на школу в вопросах сохранения здоровья своего ребенка не совсем правильно. Формирование мотивации на здоровый образ жизни, обучение основам гигиенической грамотности и создание условий для развития ребенка – это в первую очередь задача семьи. Именно поэтому организация рабочего места школьника дома имеет не менее важное значение.
Правила и советы экспертов, как дома обустроить рабочее место ребенка, читайте в этом материале.
Также перед началом учебного года не лишним будет вспомнить и повторить с детьми зрительную гимнастику.