15.02.2021
15.02.2021

Дать глазам отдых. Профилактика зрительного утомления у детей

logo
Здоровье детей
0 96
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Лучший друг современного ребенка – гаджеты. Это не безапелляционное утверждение. Это констатация факта. Сегодня с гаджетами неразрывно связаны учеба, досуг, общение, даже, если хотите, дружба современных детей. Причем тесные связи с электронными девайсами устанавливаются с все более раннего возраста. Совсем недавно мы подробно писали об этом.

Однозначно сказать, что это плохо, нельзя: за информатизацией настоящее и будущее цивилизации. Поэтому задача родителей – обучить детей электронной гигиене, чтобы снизить риски, связанные с использованием гаджетов. В частности, к негативным факторам относится зрительное утомление с последующим снижением остроты зрения.

Как избежать зрительного утомления и предотвратить проблемы со зрением журналисту портала Здоровые люди рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Карпович.

Проблема в поле зрения

Напомним, по результатам анкетирования белорусских школьников, которое было проведено сотрудниками НПЦ гигиены, оказалось, что ежедневно более трех часов проводят у экранов и мониторов электронных гаджетов 5,7% первоклассников и почти втрое больше четвероклашек – 15%. В средних и старших классах частота и длительность использования электронных устройств продолжают закономерно возрастать. Треть опрошенных учащихся 5 – 11 классов отметили, что электронные устройства для них являются предпочитаемой формой досуга (об этом заявили 26,5% пятиклассников, и почти каждый второй ученик старших классов - 47%).

Вместе с тем многие из детей отмечают болезненность, сухость глаз, расплывчатость зрения после долгого «общения» с гаджетами. Все это признаки утомления, перенапряжения глаз, связанные с интенсивной зрительной нагрузкой. Для детей такое перенапряжение может быть одним из факторов риска возникновения нарушений зрения.

Наталья Карпович:

– Во всем мире наблюдается рост распространенности миопии среди детей. Особенно это характерно для стран Азии, где миопия диагностируется у 20-30% детей в возрасте 7 лет, к моменту окончания начальной школы этот показатель увеличивается до 60%. В Европейском регионе тенденция к росту распространенности миопии среди детей и подростков не такая выраженная, тем не менее тоже есть. Например, в нашей стране различные нарушения зрения имеют 10 – 15% первоклассников, а к окончанию начальной школы офтальмологическая патология есть уже у каждого третьего ребенка. Во многом проблемы со зрением напрямую связаны с тем, что дети все больше времени проводят с электронными гаджетами, реже бывают на свежем воздухе, меньше двигаются.

Гигиена зрения. 4 правила

зрение у детей

Чтобы снизить риск негативных последствий для глаз при использовании электронных устройств, необходимо помнить о гигиене зрения и соблюдать ряд рекомендаций, подчеркивает Наталья Карпович. Ответственность в этом вопросе, в первую очередь, лежит на родителях.

  1. Организация рабочего места ребенка. Кроме общих правил по соблюдению оптимальной рабочей позы сидя, необходимо уделить внимание расстоянию от глаз до экрана или монитора (50 – 60 см и более, в зависимости от размеров экрана и объектов различения). Экран должен быть расположен несколько ниже уровня глаз. Наилучшие условия можно создать при работе за стационарным компьютером, а вот смартфоны и планшеты являются наиболее «проблемными»: размеры экрана и портативность предполагают использование на небольшом расстоянии от глаз пользователя, в том числе в позе лёжа.
  2. Контроль над изображением. То есть яркость, контраст, блики. Отрегулируйте яркость экрана в соответствии с освещенностью комнаты. Слишком яркий экран в сравнении с окружающей обстановкой вызывает быстрое утомление глаз. Категорически не рекомендуется пользоваться гаджетами в полной темноте. Регулировка контрастности также поможет снизить нагрузку на глаза. При расположении экрана и источников света в комнате обращайте внимание на то, чтобы избежать возникновения бликов.
  3. Моргание необходимо для очищения и предотвращения высыхания поверхности роговицы. Исследования показывают, что при использовании электронных устройств люди моргают в 2 ­– 3 раза реже обычного. Объясните ребенку, что при необходимости длительной работы с экранами полезно помнить об этом и сознательно моргать почаще.
  4. Режим и длительность использования, перерывы в работе. Родителям стоит ввести разумные ограничения длительности использования электронных устройств детьми, желательно избегать работы с экранами вечером за несколько часов до сна. Детям бывает сложно контролировать время, проведенное в виртуальной реальности, помогите им переключиться на другие виды деятельности.

Подробнее прочитать о том, как правильно обустроить рабочее место школьника дома, можно прочитать в этом материале.

Важное значение имеет организация дня ребенка в целом, время отхода ко сну, длительность пребывания на свежем воздухе. Исследования показывают, что у детей, которые регулярно проводят на улице по 14 часов в неделю, существенно снижается вероятность развития миопии. Прогулки на свежем воздухе благодаря комплексу факторов (высокая освещенность, ультрафиолетовое излучение, возможность смотреть вдаль, двигательная активность) снижают риск возникновения и прогрессирования миопии у детей, а также способствуют гармоничному развитию других систем организма (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной). Между тем по результатам анкетирования 37% опрошенных учащихся младших классов проводят на улице менее 2 часов в день, при этом 14% учащихся 3 – 4 классов ответили, что совсем не гуляют на улице в течение дня.

Гимнастика для глаз

Игры, видеоролики, общение в мессенджерах и социальных сетях настолько увлекательны, что дети забывают делать перерывы и не замечают признаков зрительного утомления, родителям необходимо следить за длительностью использования электронных устройств, напоминать о необходимости пауз.

Наталья Карпович:

– Принципиально важно приучить ребенка делать перерывы в использовании электронных устройств. Это поможет снизить вероятность проблем со зрением. Обучите ребенка во время перерыва выполнить несколько простых упражнений, которые помогут снять напряжение, в том числе с глаз: несколько раз выполнить плавные наклоны головы вперед-назад и в стороны, повороты головы, круговые движения в обоих направлениях, потягивание, махи руками, круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, наклоны корпуса.

Особое значение имеет гимнастика для глаз. Она включает следующие упражнения:

  • плавно переводить взгляд вверх-вниз, влево-вправо;
  • «нарисовать» глазами круг, знак бесконечности, спирали в обоих направлениях;
  • часто поморгать в течение 10 – 15 секунд;
  • несколько раз зажмуриться и широко открыть глаза;
  • закрыть глаза на некоторое время и постараться расслабиться.

Простая разминка и упражнения для глаз помогают снять излишнее напряжение, избежать переутомления и повысить работоспособность.

Наталья Карпович:

– Полезная привычка – периодически отрывать взгляд от экрана и смотреть в окно на удаленные объекты, это дает возможность отдыха мышцам глаза. Легко запомнить правило «20-20-20», рекомендуемое Американской ассоциацией офтальмологов: через каждые 20 минут зрительной работы на близком расстоянии необходимо перевести взгляд на 20 секунд на объект, расположенный на расстоянии более 20 футов (чуть более 6 метров).

Электронные устройства предоставляют детям много возможностей для общения, обучения, развлечений, однако родителям необходимо помнить о вероятных негативных последствиях для здоровья растущего организма и научить детей правилам безопасного использования, помочь организовать режим дня.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 96

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».