Мы воспринимаем человеческую речь, как нечто само собой разумеющееся, во всех смыслах простое и понятное. Между тем речь является интегральной функцией для всей психической деятельности человека, а ее становление представляет собой сложный, поэтапный процесс.
В чем еще заключается важность речи для развития ребенка? Если ли временные рамки, когда малыш должен произнести свое первое слово? Какие моменты в развитии речи ребенка вызывают настороженность и кто может помочь наладить процесс?
Об этом и многом другом спросили у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.
Почему так важно правильное развитие речи
Согласно теории известного советского психолога Льва Выготского, все психические функции человека условно делятся на элементарные (низшие) и высшие. Элементарные психические функции – это базис, с которым рождается человек.
Только что родившийся младенец уже способен к примитивному мышлению, элементарному вниманию, непроизвольному запоминанию. Элементарные психические функции сохраняются на протяжении всей жизни и могут проявиться в экстремальных жизненных ситуациях, когда все приобретенное отключается и начинает работать врожденное. А высшие психические функции – как раз то, что формируется в процессе жизни и является опосредованным.
К высшим психическим функциям относятся:
- гнозис (способность к узнаванию и распознаванию);
- праксис (способность к сложным целенаправленным действиям);
- внимание:
- память;
- мышление;
- интеллект.
И, безусловно, речь – устная и письменная.
Алиса Кудлач:
– Именно речь сделала человека венцом эволюции и отличает его от всего животного мира. Благодаря своей уникальности она является интегральной для всей психической деятельности. В этом смысле речь можно считать наивысшей психической функцией. Что это значит? Ребенок рождается с первой сигнальной системой – элементарными врожденными психическими способностями. Однако уже с момента первого контакта с окружающим миром запускается процесс выстраивания и развития второй сигнальной системы, которая базируется именно на речи.
Младенец на основе элементарных психических функций начинает воспринимать речь, развивать, воспроизводить. Постепенное речевое развитие у ребенка в свою очередь влияет на становление других высших психических функций: логики, мышления, внимания, памяти. Они являются вербально опосредованными. Некоторые ученые говорят, что наблюдать за ростом и развитием ребенка – все равно, что наблюдать за развитием центральной нервной системы. И особенно высшей нервной деятельности.
Нормы речевого развития детей
Напомним, что развитие речи ребенка начинается с момента его рождения. Первая звуковая продукция, которую издает младенец: плач, неудовольствие, кряхтение, даже звуки при сосании, глотании, кашле, зевании – это и есть зачатки речи, тренировка речевого аппарата.
Существуют определенные этапы развития речи у детей первых лет жизни:
- гуканье (гортанные звуки в ответ на речь взрослого),
- гуление (спонтанные протяжные гласные),
- лепет (слоговое сочетание гласных и согласных).
По мере того как растет ребенок, «растет» и его речь, обогащаясь различными интонациями, рядами слогов, пониманием обращенной к нему речи, появлением осмысленных слов, а затем и предложений.
Алиса Кудлач:
— Сколько бы ни говорили об индивидуальности развития, все-таки существуют определенные временные рамки, сроки, в которые ребенок должен делать те или иные действия. Эти рамки не такие строгие, как раньше. Например, если еще в начале ХХ века к возрасту одного года ребенок не говорил 10 слов, ему ставили задержку речевого развития. Сегодня «временное окно» значительно расширено, критерии определения нарушений речевого развития подвижны и строго индивидуальны. Видоизменился и сам подход к понятию «слово», которое произносит ребенок.
Что понимается под первыми словами? Не только сами слова, что и так понятно. Это могут быть определенные слого- или звукосочетания, которыми ребенок обозначает конкретный предмет, явление, человека, поясняет Алиса Кудлач.
Если ребенок говорит «ма» только на маму или «би», но только транспорт и ни на что больше – это слова. Если к возрасту полутора лет таких звуко- и слогосочетаний нет, это повод для определенного беспокойства. Для беспокойства, но не для паники, подчеркивает эксперт.
Алиса Кудлач:
– В речевом развитии ребенка важнее не сроки, а динамика. Скоропалительных выводов делать не стоит. Оптимально наблюдение за ребенком хотя бы в течение полугода.
Например, иногда в возрасте полутора лет ребенок еще не говорит слов или каких-то сочетаний, или к двум годам только начал, при этом особенности других его психических функций (памяти, внимания, мышления) показывают динамику развития. Тогда к нему применимо одно отношение и способ наблюдения и коррекции. Иногда достаточно просто дать время разговориться. Но если при наблюдении оказывается, что высшие психические функции не развиваются или наблюдается их регресс, здесь уже необходима совершенно иная стратегия и тактика коррекции нарушений.
Когда и к какому врачу обращаться, если ребенок молчит
Когда нужно родителям бить тревогу по поводу речевого развития ребенка и к какому специалисту обращаться?
Поскольку не существует конкретных норм и сроков, когда и как ребенок должен заговорить, то идти на консультацию к специалисту можно и нужно, если у родителей есть хоть какие-то сомнения относительно развития речи малыша или им кажется, что что-то пошло не так, убеждена Алиса Кудлач.
– Речь – это функция психическая. По существующей классификации заболеваний МКБ-10 речевыми нарушениями занимаются психиатры. Но в условиях нашей страны и постсоветского пространства вообще специалист, работающий с психикой, к сожалению, для большинства обычных людей – врач из «черного списка». То есть обратиться к нему стыдно, страшно, неудобно и наверняка повлечет за собой какие-то последствия. К психиатру идут тогда, когда все другие врачи пройдены, а проблема не решена.
Есть и другой аспект проблемы. Развитие высших психических функций, особенно у детей младшего возраста – это сфера интересов смежных врачебных специальностей.
По-хорошему, нарушениями развития речи детей должны заниматься психоневрологи, поскольку речь идет о нервно-психическом развитии ребенка, а психика – часть центральной нервной системы. Увы, таких специалистов в Беларуси не существует. Есть психиатр, и есть невролог. Соответственно, если перед родителями стоит подобный выбор, то прежде всего они идут к неврологу.
Алиса Кудлач:
— Но родителям важно понимать, что невролог – не единственный специалист, который должен работать с ребенком, если действительно есть проблема речевого развития. Мультидисциплинарный подход, как современный тренд в медицине, полностью себя оправдывает. Причем это должны быть не разовые консультации узких специалистов, а совместное динамическое наблюдение, в котором важное значение имеют комплаенс (приверженность лечению), честность и последовательность родителей.
В мультидисциплинарную команду могут (и даже должны!) входить следующие врачи и специалисты:
- Психиатр;
- Невролог;
- Реабилитолог;
- Оториноларинголог. Восприятие – первый этап речевого развития. Слуховое восприятие может быть нарушено при наличии патологий лор-органов, что, в свою очередь, будет тормозить развитие речи;
- Окулист. Нарушение зрительного восприятия также негативно сказывается на психоречевом развитии;
- Педиатр. Если у ребенка есть тяжелые нарушения желудочно-кишечного тракта, патологии сердечно-сосудистой системы или другое тяжелое соматическое заболевание, это непременно окажет влияние на психоречевое развитие ребенка даже при полностью сохранном головном и спинном мозге;
- Специалисты психолого-педагогического профиля: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, поведенческие терапевты.
Алиса Кудлач:
– К какому бы врачу не обратились родители в первую очередь, только специалист сможет грамотно оценить, нужна ли помощь, чья и кому именно: ребенку из-за задержки речевого развития или родителям из-за излишней тревожности и гиперопеки.
Чем слово наше отзовется. Речевые нарушения
Фото из открытых интернет-источников