12.04.2021
12.04.2021

Аутизм у детей. Когда появляются первые признаки

logo
Здоровье детей
0 407
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Какова природа аутизма у детей? Какие признаки указывают на необходимость проявить настороженность в отношении аутизма и схожих нарушений развития психических функций? Что затрудняет диагностику патологии на самом раннем этапе?

Здоровые люди попросили ответить на эти вопросы врача-невролога, ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алису Кудлач.

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Что это?

Если полагаться на последние данные американских исследований, то в настоящее время 1 ребенок из 59 детей страдает типичным аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому заметив определенные особенности в развитии ребенка, новоиспеченных родителей часто интересует лишь один вопрос: не аутизм ли это?

расстройства аутистического спектра у детей

Сложность получения четкого ответа на него заключается в том, что аутистические расстройства лишены специфических, четко выраженных признаков. Состояние оценивается, как правило, посредством динамического наблюдения за ребенком и ретроспективно, т.е. на событиях, имевших место некоторое время назад. Между тем ранняя диагностика имеет если не ключевое значение, то во многом определяет развитие патологии, способность ребенка к коммуникации и социальному взаимодействию в будущем.

Понятие «аутизм» как состояние психического дезонтогенеза, т.е. нарушения развития психики, в мировой научной литературе появилось в 1943 году. Именно тогда австрийский и американский психиатр Лео Каннер опубликовал статью с результатами исследования 11 детей со схожей симптоматикой, которая заключалась в невозможности поддерживать обычные социальные контакты с другими людьми, и обозначил диагноз как «инфантильный аутизм».

Позже была выделена триада ключевых симптомов данного расстройства у детей, а само оно было названо по имени первооткрывателя каннеровским или истинным аутизмом.

Алиса Кудлач:

– Еще 10 лет назад мир в этом смысле делился строго на черное и белое: если у ребенка есть набор определенных признаков, значит есть аутизм. Если набора этих признаков нет, значит аутизма тоже нет. Только в 2011 году была сформирована концепция расстройств аутистического спектра (РАС), в которой каннеровский аутизм оказался лишь частью большой группы расстройств.

Помимо истинного аутизма, говорит эксперт, к группе РАС относятся, например:

  • первазивное расстройство развития (от английского pervasive – распространяющийся);
  • дезинтегративное расстройство личности (состояние, обусловленное ретроградным развитием психики);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта (генетически обусловленное заболевание, характеризующееся аутистическими симптомами и дополнительным спектром нарушений.

Поскольку была достоверно установлена генетическая природа патологии, синдром Ретта в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5)» был удален из классификации РАС, хотя в МКБ-10 он по-прежнему там фигурирует).

оценка психического развитие ребенка

Классификация расстройств аутистического спектра

Условно РАС можно разделить на две большие группы:

  1. Высокофункциональные
  2. Низкофункциональные

Синдром Аспергера, например, относится к высокофункциональным расстройствам, т. е. нарушению социального взаимодействия с сохранностью интеллектуальных и когнитивных функций. Те состояния, которые сопровождаются нарушением когнитивно-мнестической сферы, классифицируются как низкофункциональные.

Алиса Кудлач:

– В самом начале, когда была сформирована концепция РАС, и еще лет 5-7 назад считалось, что аутистическим расстройствам подвержены 1-2 ребенка из одной тысячи детей. Те цифры, которые приводятся в настоящее время по распространенности РАС, звучат настораживающе в отношении "тихой эпидемии" данного заболевания. В частности, согласно последним данным американского Центра по контролю заболеваемости, основанным на нескольких рандомизированных исследованиях, сегодня от РАС страдает один ребенок из 59 детей.

В подавляющем большинстве случаев (до 95%) причина аутизма и в целом расстройств аутистического спектра неизвестна. Т.е. речь об идиопатическом нарушении.

Ученые склоняются к генетической природе патологии, тем самым определяя РАС как врожденное состояние, которое характеризуется нарушением правильного, планомерного, поэтапного развития психики ребенка и ее функционирования в дальнейшем с широким перечнем неспецифических признаков.

Признаки аутизма у детей

аутизм у детей

– Клинические признаки аутистических расстройств в своем ядре, по большому счету, за последние 80 лет не изменились, – говорит Алиса Кудлач. – Триада признаков, которую в свое время разработал Лео Каннер, актуальна и сегодня:

  • это нарушения коммуникации;
  • нарушения социального взаимодействия;
  • ограниченный, повторяющийся круг интересов, видов деятельности, поведения.

Это три кита, на которых базируются все аутистические расстройства. И если третий признак – скорее, следствие первых двух, то, на мой взгляд, основополагающим является именно нарушение социального взаимодействия. И на него уже наслаиваются все остальные симптомы.

Оценка нервно-психического развития 

аутизм у мальчиков

Существуют так называемые «красные флажки РАС»

Это определенные критерии, которые предназначены для врачей педиатрического профиля в качестве скрининг-диагностики в отношении аутизма и РАС у детей. Это ориентир и для родителей, чтобы вовремя обратиться за помощью.

Совпадение хотя бы нескольких из перечисленных ниже признаков еще не говорит о том, что у ребенка нарушено нервно-психическое развитие.

Но более подробное и обстоятельное клинико-функциональное обследование необходимо, если ребенок к возрасту 1 года:

  • не использует указательный жест пальцем, чтобы попросить предмет или привлечь внимание;
  • не лепечет;
  • не показывает предметы взрослому («посмотри на это»);
  • не использует жесты в коммуникации: не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой и т.д.;
  • не улыбается и не смеется (или делает это редко), когда играет с мамой (т.е. нет эмоционального отклика на родителей, близких людей);
  • игнорирует то, на что обращает его внимание взрослый (неспособность разделять внимание);
  • проявляет больший интерес к предметам, чем к людям;
  • предпочитает строго ограниченное количество игрушек и/или играет с частями игрушек (например, крутит колеса у машины в то время, как сама машинка ему в принципе неинтересна);
  • не подражает действиям или звукам, которые делает взрослый̆ (отсутствует способность к имитации);
  • не откликается на имя;
  • не фиксирует взгляд на другом человеке во время взаимодействия: отсутствует или имеет место беглый, скользящий контакт «глаза в глаза» во время игры и общения;
  • присутствуют повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание).

Нарушения и задержка психического развития у ребенка

– «Красные флажки» – приблизительный и очень сокращенный перечень признаков, свидетельствующих о возможных нарушениях в психическом развитии ребенка, – подчеркивает Алиса Кудлач. – Таких маркеров очень много, и они затрагивают абсолютно разные сферы: вегетативно-инстинктивную, сферу влечения, общения, восприятия, речевую, интеллектуальную и другие.

Аутистические расстройства – это психиатрическая патология, поэтому точный диагноз устанавливает только врач-психиатр. Тем не менее на признаки, указывающие на возможные аутистические расстройства, может обратить внимание любой специалист, который наблюдает ребенка: от педиатра до офтальмолога и лора. Однако объективно «пальма первенства» в диагностике своевременного развития либо нарушений высшей нервной деятельности у детей принадлежит врачу-неврологу.

Почему признаки аутизма заметны не сразу

Kak-raspoznat-autizm

Еще один вопрос, который волнует родителей: если аутизм и аутистические расстройства в целом – состояние врожденное, то почему их нельзя обнаружить как можно раньше, например, в возрасте 1 месяца, 2-х, 3-х? Когда клинические признаки становятся настолько яркими, что позволяют безошибочно выставить правильный диагноз?

Алиса Кудлач:

– В интернете полно информации и «симптомов», по которым можно определить РАС чуть ли не у месячного младенца. К сожалению, вся эта информация в основной массе псевдонаучна. Безусловно, определенные модели поведения ребенка, которые говорят в пользу РАС, присутствуют уже на первом году жизни. Но, как правило, мы можем оценить их наличие только ретроспективно, т.е. оглядываясь назад и вспоминая. Почему так происходит? Потому что модели социального поведения ребенка в этом возрасте не настолько яркие, чтобы их можно было конкретно разделить: вот это норма, а вот это не норма.

Проще говоря, если ребенок в 3 месяца недостаточно долго следит за действиями мамы или не привлекает ее внимание указательным жестом, это еще не значит, что у него РАС. Особенности поведения могут быть присущи с той же долей вероятности ребенку с последующим нормотипичным развитием.

Признаки РАС на первом году жизни – слишком тонкая и ненадежная материя с точки зрения именно поведенческих, клинических проявлений, опираясь на которые можно было бы отнести ребенка в группу риска по РАС. Базисом является клиническая оценка. Все остальные методы (энцефалографические, нейровизуализационные, даже молекулярно-генетические обследования) – являются дополнительными. Психический дизонтогенез как не лечится, а только корректируется обучением, так и не диагностируется параклиническими методами.

Важно понимать, подчеркивает эксперт, что никакие особенности поведения не патогномоничны для аутистических расстройств и аутизма в частности, т.е. не являются яркими, конкретными, четкими признаками, ассоциированными обязательно с аутистическими нарушениями психики. Слишком много факторов влияют на оптимальное развитие ребенка на ранних этапах.

Кроме того, возвращаясь к ключевому фактору триады симптомов, стоит отметить, что социальное взаимодействие начинает активно формироваться лишь на втором году жизни ребенка. До годовалого возраста требования к уровню социального взаимодействия настолько минимальны, что расценивать поведенческие моменты в рамках способностей или неспособности малыша правильно коммуницировать в социуме крайне затруднительно.

Алиса Кудлач:

– Есть очень значимая оговорка в определении РАС – это расстройство, характеризующееся развитием на ранних этапах жизни, или (и это очень важно!) когда социальные требования к ребенку начинают превышать его возможности. А какие возможности к социальным требованиям у годовалого малыша? И даже в возрасте до полутора лет? В этот период и родители, и врачи больше ожидают от ребенка двигательного (моторного) развития, приобретения навыков, уделяют внимание физическим параметрам, питанию…Поэтому в основной массе яркость клинических проявлений РАС проявляется именно на втором году жизни.

18-24 месяца – самый оптимальный промежуток с точки зрения определения, имеется ли у ребенка дизонтогенез психического развития, идет ли он по направлению расстройств аутистического спектра либо мы имеем дело с каким-то другим нарушением.

Клинические маркеры расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 407

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».