02.06.2022
02.06.2022

Чем слово наше отзовется. Речевые нарушения

logo
Здоровье детей
0 58
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Почему одни люди умеют правильно излагать мысли, а другие ужасно косноязычны? Почему у одних получается экспромтом говорить так, будто они книгу читают, а другие и двух слов связать не могут? Могут ли дефекты произношения влиять на грамотность устной и письменной речи? Правда ли, что дети с речевыми нарушениями хуже учатся?

О том, как развитие и дефекты речи влияют на нашу способность к общению и обучению, мы узнали у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.

к содержанию ↑

Нарушение речи у детей

Причины речевых нарушений

Для начала стоит напомнить, что речь – высшая психическая функция человека, которая формируется в процессе жизни и является опосредованной, т.е. на ее развитие влияют другие высшие психические функции: гнозис, праксис, внимание, память, мышление, интеллект.

к содержанию ↑

Причины речевых нарушений

Если человек не выговаривает какую-то букву, т.е. есть проблемы с дикцией, произношением, или не умеет связно изложить мысль, это прежде всего может свидетельствовать об отсутствии своевременной и правильной коррекции нарушений. Чем раньше проводится полномасштабная коррекция, тем более оптимистичны прогнозы по исправлению речевых дефектов, подчеркивает эксперт.

Нарушения дикции могут быть связаны с врожденными особенностями речевого аппарата: короткие уздечки, «заячья губа» (расщелина губы или хейлосхизис), «волчья пасть» (расщелина нёба) и др. Т.е. дефекты, которым необходима хирургическая коррекция. Если коррекция не проведена или проведена плохо, остаются определенные речевые нарушения, например, ринофония – гнусавость.

речевой аппарат

Что касается невыговаривания букв или, скажем так, особенностей произношения, здесь могут быть варианты причин: логопедическая коррекция не проводилась или проводилась не в должном объеме, – объясняет Алиса Кудлач. – Или причина кроется в «легкой органике»: неправильной иннервации речевого аппарата, повышенном тонусе в языке, тонусе лицевой мускулатуры, что затрудняет сам процесс произношения. Это может быть и перинатальное поражение у ребенка. В принципе, особенности произношения – картавость, гнусавость и прочее – не сильно влияют на качество жизни. Можно сравнить с плоскостопием – сформировалось, есть, жить можно, но карьера профессионального бегуна не светит. Так и с произношением: жить не мешает, но диктором на телевидение уже не возьмут.

Другой момент – неумение связно говорить, невосприятие сложных речевых конструкций, неспособность составить рассказ и т.д.

Причины можно условно разделить на два варианта:

  1. Проблема в определенной социальной, социально-педагогической запущенности. При этом все высшие психические функции у человека сохранны. Попросту в детстве ребенком не занимались (очень много ярких примеров таких нарушений среди детей из неблагополучных семей).
  2. Врожденные легкие, неочевидные нарушения, скажем так, выстраивания речи. С ними человек может и школу закончить, и институт, не исключено, что даже с красным дипломом. И работать главным бухгалтером или прорабом на стройке, или на любой другой должности в той сфере, где ему не придется рассказы писать или читать лекции перед большой аудиторией.
к содержанию ↑

Нарушения устной речи

Нарушения оформления мысли

к содержанию ↑

Нарушения внешнего и внутреннего оформления мысли

Устная речь включает два компонента:

  • Внешнее оформление высказывания, речевая (фонационная) продукция – то, что человек произносит и как произносит;
  • Внутреннее оформление высказывания – то, что происходит в голове.

Варианты внешних нарушений, как правило, более легкие и корректируемые: нарушение силы, высоты, тембра голоса, темпа ритмической организации – заикание.

К довольно распространенным вариантам относится дислалия.

Это речевое нарушение, обусловленное нарушением слухового восприятия. Ребенок плохо различает на слух фонемы, например, не слышит разницы между звуками ш и щ, соответственно, он и слова с ним произносит неправильно. Т.е. в головном мозге есть легкие нарушения отбора звуков, неправильного их сочетания, поэтому и речевая продукция неправильная. Причиной внешних нарушений речи может быть и анатомический дефект (короткая уздечка).

Также к нарушениям речевой продукции относится дизартрия. Как правило, она имеет в основе неврологические нарушения. Может отмечаться и у детей, и у взрослых. Дизартрия – невнятная речь, как будто рот полон каши.

Тяжелая степень этого нарушения – анартрия, характеризуется полной невозможностью произнести звук, слово. Человек очевидно хочет и стремиться что-то сказать, шевелит губами, а слов не слышно. Анартрия может быть следствием повреждения нервов, которые иннервируют голосовые связки (например, при операции на головном мозге или из-за инфекции: та же болезнь Лайм-боррелиоза может дать осложнения в виде анартрии) – человек все понимает, сказать хочет, но не может.

Самым частым вариантом нарушения внутреннего оформления высказывания является алалия – поражение доречевых центров (восприятия, продукции речи на ранних этапах). Есть еще понятие афазии – это поражение речевых центров уже на определенном сформировавшемся уровне.

ребенок не говорит

Сегодня в ходу такое понятие, как дисфазия развития, – говорит Алиса Кудлач. – Как и афазия, дисфазия подразумевает поражение уже существующего. То есть речевая продукция уже есть, но что-то случилось: травма, инсульт, инфекция или что-то еще, что повлияло на речевой центр и привело к нарушениям, к тому, что распалось уже существующее. Афазия – это полный распад. Дисфазия – частичный. Поэтому диагноз афазии и дисфазии правомерен с четырехлетнего возраста, когда уже есть какая-то речевая продукция.

Есть еще нарушение речи, которое называется семантически-прагматическое расстройство. В общей классификации оно стоит отдельно, его нельзя отнести ни к внешним, ни к внутренним нарушениям речи. Что оно из себя представляет и чем оно такое интересное? При семантически-прагматическом расстройстве восприятие речи сохранное, сохранный грамматически правильный язык.

Но если вспомнить, что у речи есть много функций, самая главная из которых коммуникативная, то семантически-прагматическое расстройство – это нарушение речи, при котором у речевой продукции чувствительность к коммуникативной ситуации, к коммуникации крайне низкая, – объясняет Алиса Кудлач. – То есть речь становится просто инструментом для осуществления какой-то жизнедеятельности и не более. При этом расстройстве для ребенка или уже взрослого человека абсолютно непонятны такие вещи, как переносный смысл, ирония, эмпатия в речи, интонации…

Один из ярких примеров, который любят в литературе: синдром Аспергера (расстройство аутистического спектра). Или синдром коктейльной вечеринки, когда болтовни много, но в ней нет особого смысла и содержания, будто человек перебрал с алкоголем и его понесло. Такое речевое нарушение встречается при определенных генетических дисфункциях, пороках развития центральной нервной системы: человек говорит много, «прыгает» с темы на тему, ни одну мысль до конца не доводит, и ему абсолютно неважно, слушает его кто-то или нет.

к содержанию ↑

Нарушения письменной речи

излагать мысли на письме

к содержанию ↑

Как слышится, так и пишется

Есть такое наблюдение, что дети с речевыми проблемами часто хуже учатся, успеваемость у них ниже. Увы, это действительно так, говорит эксперт.

Речь – функция интегральная. Это ведь не только собственно то, что мы произносим. Но это также процессы, завязанные на том, что мы можем прочитать что угодно и написать что угодно. И чтение, и письмо – процессы вербально обусловленные, здесь важны зрительно-речевая координация, слухово-речевая координация, моторика...

Рождаясь, младенец со своими элементарными психическими функциями сначала слушает речь, начинает выстраивать вторую сигнальную систему и превращать свои элементарные функции в высшие. Дальше речь влияет на то, как работают память, интеллект, мышление. А они в свою очередь влияют на то, как работает речь. Круг замкнулся. Все взаимосвязано.

Поэтому, естественно, если у ребенка есть речевые нарушения, страдают опосредованные речью и все остальные высшие психические функции: внимание, память, мышление, интеллект – все, что так способствует эффективному усвоению нового материала и хорошей успеваемости.

к содержанию ↑

Развитие речи у ребенка. Общие вопросы

 

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 58

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».